в своей Б а л л а д е П о в е ш е н н ы х -- волнующих душу приливов, которые могли бы изменить все, балансируя на гребне четвертого миллиарда лет, на краю великого эволюционного котла. Разве мы не пытались поймать ключ и выполнить нашу человеческую задачу, которая всегда состояла не в том, чтобы изобрести то или иное хитроумное приспособление, а открыть в нашем старом эволюционном каркасе то, что всегда было готово идти дальше -- и это то, что всегда было, в конечном итоге, потайным рычагом всех этих миллиардов попыток: победа над смертью, конец этой нескончаемой баллады повешенных?
"Кладезь меда закрыт скалой", -- говорили Риши Вед.
Но из-за собственного неведения я совершал промахи: хотя я читал Шри Ауробиндо, слушал Мать, в течение двадцати лет был свидетелем того, как движется она ощупью в ночи будущего, был свидетелем ее заминок, ее сияющих прорывов вперед, ее стонов дать рождение новому миру -- был свидетелем ее одиночества посреди духовной орды вокруг нее, которым не терпелось основать новую религию. Я, выживший, поставленный вне закона, нес ужасную ответственность. Я должен был сообщить, донести свое свидетельствование -- я должен поблагодарить ту Любовь, что поддерживала меня столь долго, и оставался только один путь, пришел мой черед попытаться и погрузиться в этот старый эволюционный каркас. Тогда я понял свое мыслящее неведение, которое думало, что ухватило секрет, тогда как оно уловило только весьма отдаленное очертание, мерцание, надежду. Я писал книги, но теперь я попал под жуткий ливень, новый вид эволюционного спазма, который может произвести неизвестное существо или старый смертный беспорядок, как если бы это тело жило самим спазмом мира, его смертью вместе с его новой жизнью, его противоречием и железным или реликтовым сопротивлением вместе с тем, что расплавляет железо -- препятствием вместе с самой мощью, которая закована в препятствие. Ведь невозможность -- это всегда ворота в следующую возможность.
Теперь я расскажу, к чему я прикоснулся и что исследовал -- о десяти годах моего собственного путешествия.
Ведь теперь открыта дорога новой эволюции, я знаю это, путь открыт, я знаю это, это более не обещание на будущие времена: это б ы л о с д е л а н о, через все наши вопли и убийства и бессвязности; золотая или свинцовая "крышка" пробита, широко расколота, Ворота Солнца распахнуты для нас и раскалывают нас на тысячи кусочков -- ведь Новое может сжигать -- чтобы затем мы воскресли, как Феникс из пепла. И кто закроет этот солнечный шлюз? Сейчас он сотрясает мир куда как более неумолимо, чем все Потопы древности. Это та "благоприятная среда", которой никогда не было, ведь мы достигли конца человека и должны поторопиться, прежде чем человек положит конец своей Земле; ведь теперь настало время, когда, в конце нашей дороги, мы держим в руках наше собственное разрушение или нашу собственную перемену.
Так что давайте бросим последний спасательный круг тем, кто хочет этого. Ведь Надежда здесь, если мы хотим ее; Путь здесь, если мы хотим его -- и Время пришло, хотим мы этого или нет.
Неистовы они,
и все же они собратья
непоколебимой светящейся Силы
Риг Веда, V.52.2
О, господин энергии,
называли они его
за полную и плотную субстанцию
Риг Веда, IV.31.7
Глава 8
Капельный молот