− Да, но главное не кто изобрёл монеты, а что они означают. Как утверждают лингвисты, докопавшиеся до сути слова монета, в переводе с латинского moneo, monui, monitum означает «предвещание», «предостережение». Даже латинский глагол «moneo, monui», «monetum» означает «советовать». И, кстати говоря, коль мы уже коснулись лингвистики, то слово «капитал» тоже произошло от латинского слова «caput»…
− Не понял, − встрепенулся Женька, услышав знакомое слово. − Это в смысле «Гитлер капут»?
И парень показал в воздухе рукой крест. Мы рассмеялись, а Сэнсэй с улыбкой ответил.
− Ну, может быть, Гитлеру он и принёс «капут». Но если говорить о переводе слова «капитал», то caput означает «голова».
− А, умный значит, − сделал вывод парень.
− Отнюдь, − отрицательно покачал головой Сэнсэй. − Имеется в виду поголовье скота. − И увидев удивлённую реакцию ребят, прекративших даже жевать, пояснил. − Просто раньше скот считался за денежную единицу. И его счёт вёлся по головам.
Сказав это, Сэнсэй довольно глянул на Аримана, а следом за ним и мы поспешили повернуть к нему головы. Как мне показалось, на лице Аримана мелькнуло едва заметное смятение, но, когда он удостоился всеобщего внимания, то тут же воспроизвёл очаровательную улыбку и весело проговорил:
− Безусловно, было, конечно и такое время, когда деньги ходили на четырёх ногах. Но хорошо, что эти времена давно прошли. А то я сейчас замучился бы считать свой «капитал» по головам.
− Да уж, от такого капитала были бы одни убытки, − с хохотом заметил Володя. − Мало того, что есть постоянно просит, ещё и запах распространяет специфический.
− Что верно, то верно! − произнёс Ариман, да так, как будто Володя попал в точку его мысленных рассуждений.
Он переглянулся с Сэнсэем, и они вновь расхохотались, словно вкладывая в эти слова гораздо больший смысл, чем это было сказано. Просмеявшись, Ариман покачал головой:
− М-да-а, что только не служило человеку деньгами: от коровьих черепов на Борнео до человеческих черепов на Соломоновых островах, от брусков соли в Африке до плиточного чая в Китае и Бирме. В Древней Мексике, вообще, рассчитывались бобами какао. Но что самое интересное, даже в те времена были свои «фальшивомонетчики», подделывающие бобы, − усмехнулся Ариман. − Чего только люди не перепробовали в качестве расчётных средств: табак, зёрна риса, кукурузы, сушеную рыбу, шкуры, скот, людей.
− Да, − как-то горестно проговорил Сэнсэй. − Деньги менялись, только отношение к деньгам оставалось прежнее…
− В принципе ничего не изменилось, − согласился с ним Ариман.
Некоторое время все молчали, пока Володя не проговорил:
− Нет, ну за «капитал», конечно, ты Сэнсэй меня поразил. Кто бы мог подумать! Это что, получается, Маркс написал книгу о «поголовном скоте»?
Старшие ребята взорвались хохотом.