Давайте же не станем уподобляться ученому исследователю блох и не позволим ослепить себя очевидным на первый взгляд вещам. Если бы Эйнштейн был прав, то не могло бы быть и речи о реальных космических путешествиях. Они отнимали бы слишком много времени, ибо Эйнштейн выдвинул теорию о том, что ничто не может перемещаться в пространстве со скоростью, превышающей скорость света, и потому свет далеких планет доходит до нас лишь после многовековых странствий по просторам Вселенной. Так что, если Эйнштейн действительно прав, нам нечего и мечтать о том, чтобы добраться когда-нибудь до далеких планет.
К счастью, Эйнштейн не прав. К счастью, он прав только на основе той информации, которой располагал ко времени создания своей теории.
Представьте себе мир в 18… ну, скажем, в 1863, а не в 1963 году. Итак, мы вернулись в 1863 год. Ученые заявляют нам, что человек никогда не сможет передвигаться со скоростью выше, чем тридцать миль в час, ибо если он будет двигаться быстрее, встречный ветер вырвет воздух из его легких, и он задохнется. Итак, тридцать миль в час – это максимально возможная для человека скорость.
Ни один летательный аппарат пока еще не взлетел в небеса. Лишь изредка вверх поднимаются шары, наполненные горячим воздухом, и уж будьте уверены, что повсюду полным-полно лекторов, ораторов и критиков этой затеи, ибо для того, чтобы удержать шар на достаточной высоте, требуется постоянный источник горячего воздуха. И в том же 1863 году нас заверяют, что летательные аппараты абсолютно невозможны.
По мере того как человек развивал в себе все более убийственные склонности и создавал все новые орудия войны, становилось очевидным, что он вполне может существовать при скорости, далеко превышающей тридцать и даже шестьдесят миль в час. Когда рабочими Джорджа Стефенсона были проложены первые железные дороги, считалось, что достигнут абсолютный предел скорости. В Англии автомобили даже считались настолько опасными средствами передвижения, что перед едущей автомашиной должен был бежать человек и размахивать красным флажком! Но я полагаю, что эти времена ушли в далекое прошлое, и теперь автомобили в Англии ездят несколько быстрее бегущего человека, почти так же быстро, как в Америке.
Еще сравнительно недавно была выдвинута теория о том, что абсолютным пределом скорости является скорость звука. Весьма авторитетные ученые уверяли нас, что ни один человек не сможет передвигаться быстрее скорости звука, что это в принципе невозможно. А сейчас выпускаются пассажирские самолеты, летающие гораздо быстрее звука. Военные самолеты постоянно летают на сверхзвуковых скоростях, оставляя за собой лопнувшие оконные стекла и яростные вопли их разгневанных хозяев. К счастью, пилоты летают быстрее звука и не слышат всего этого, пока, совершив посадку, не предстают перед разъяренным командиром, только что получившим информацию о причиненном ущербе.
Итак, мы выяснили, что скорость звука нас не ограничивает, и можно путешествовать гораздо быстрее. А ведь не так давно похожие на Эйнштейна люди утверждали, что человек никогда не сможет превысить скорости звука. Если удалось доказать, что эти люди ошибались в своих предположениях, почему тогда Эйнштейн не может ошибаться со своей теорией о том, что абсолютным пределом скорости является скорость света?