«Эгоистичный интеллект» — так называет мозг любекский врач Ахим Петерс. С его точки зрения, мозг — главный виновник болезней цивилизации нашего времени: избыточного веса и диабета. «Наши старания избежать или вылечить эти заболевания будут иметь успех лишь тогда, когда мы начнем принимать во внимание огромное значение мозга», — считает он.
Теория об эгоистичном интеллекте объясняет не всё, но многое из того, что заставляет человека, представителя общества всеобщего благосостояния, постоянно толстеть. Только в Германии, по результатам исследований института имени Роберта Коха, излишним весом или ожирением страдает около 1,9 миллиона детей. В общей сложности 51 % женщин и 66 % мужчин слишком полные. Причина этого — жизнь в мире изобилия, в котором практически на каждом углу можно что-нибудь съесть и выпить.
Пищевая промышленность использует жадность нашего мозга в своих целях. Она нашла наше уязвимое место, выяснив, что нами можно манипулировать, если речь заходит о еде и питье. В своем желании быть постоянно обеспеченным энергией мозг крайне чувствителен к раздражителям, исходящим из мира еды и напитков. Никакая другая группа раздражителей не в состоянии добиться такого эффекта, даже сексуальные импульсы, обладающие способностью на время затуманить мозг.
Алчность нашего мозга послужила главным основанием для написания подзаголовка этой книги: «Как индустрия питания делает из нас наркоманов». Может быть, некоторым социологам, врачам и психологам не понравится такая формулировка, однако экспертам, занимающимся вопросами наркомании, до сих пор не удалось дать однозначного определения объекту своих исследований. Во-первых, границы между легкой и тяжелой зависимостью слишком размыты, а во-вторых, человека может сделать одержимым всё что угодно — от компьютерных игр до секса. Почему в таком случае нельзя говорить о пищевой наркозависимости? Когда наблюдаешь, как семья из четырех человек в «Макдоналдсе» в течение шести минут проглатывает четыре тысячи килокалорий, на ум приходит сравнение с алкоголиком, опустошающим бутылку с водкой. А когда расстроенная секретарша, вернувшись с работы, первым делом спешит к холодильнику, чтобы достать оттуда «утешение» в виде пирожного или куска шоколадного торта, она напоминает одержимого Интернетом, который, едва встав с постели, бросается к своему компьютеру, чтобы проверить почту и пожелать доброго утра своим собеседникам в чате.
Напрашивается вывод: пищевая промышленность делает всё для того, чтобы усилить нашу зависимость от продуктов. Она инвестирует миллиарды в рекламу, наделяет свои товары одурманивающими мозг и вызывающими аппетит веществами в виде сахара, жиров, кофеина, ароматизаторов и усилителей вкуса, не жалея ни младенцев, ни подростков, ни стариков. Упаковки продуктов — это уже не просто полиэтиленовые пакеты и пленки; это хитроумные приспособления, лишающие покупателя способности сопротивляться калорийным искушениям. Производители скрывают истинное содержание калорий в продуктах питания, а попытки добраться до истины заканчиваются ничем. Указанные на упаковках показатели сознательно занижаются. В результате покупатель вместо одной порции съедает две, так как думает не о том, сыт он или нет, а о количестве потребленных килокалорий.