В 1902 году Британия закончила Англо-бурскую войну. Две маленькие, но гордые республики в Южной Африке, которые на свою беду оказались владельцами золотых и алмазных россыпей, были покорены. Не могу сказать, что эта война снискала особую славу владычице морей или стала для нее предметом особой гордости, но в конечном счете она окончилась победой. Тогда британцы решили обратиться к еще одному важному региону — Тибету. Выше уже говорилось о том, какое важное стратегическое значение имеют эти горы. Они прикрывали с севера Индию, принадлежавшую тогда англичанам, а при удачном раскладе позволили бы утвердить окончательно британское влияние в Южном Китае и положить конец экспансии России в Средней Азии. Одним словом, весьма лакомый и совершенно беззащитный кусок. Поиском идеологической необходимости для военных действий британская корона себя не утруждала. Ну кто станет заботиться о судьбе кучки монахов?
Итак, в мае 1903 года отряд под командованием генерала Шенстона, насчитывавший 9300 британских солдат и еще несколько тысяч туземцев, двинулся на север, в горы. В победе сомневаться не приходилось. Британцы провели весьма серьезную разведку и узнали, что Лхасу защищает всего лишь около 400 монахов, только половина из которых была вооружена огнестрельным оружием. Практически все винтовки у тибетцев были стары и малопригодны для использования. Так что генералу Шенстону даже в голову не приходили мысли о трудностях или неблагоприятном исходе операции. Быстрый марш-бросок, если потребуется, короткая перестрелка — и флаг Ее Величества взовьется над дворцом далай-ламы.
Когда именно Шенстон понял, что просчитался, теперь узнать невозможно. Потому что генерал не вернулся с операции, как и почти все его солдаты. Спаслась лишь жалкая горстка людей, меньше сотни, которым тибетцы, похоже, специально дали уйти, чтобы те рассказали о пережитом ужасе и отвадили соплеменников от тибетских гор. Что же рассказали уцелевшие? На третий день продвижения вглубь их начали обстреливать. Стрелявших не было видно — судя по всему, они находились на недоступных скальных выступах. Но даже не это было жутковатым. Войско деморализовало и вгоняло в ужас, что каждая пуля достигала своей цели. Невидимые стрелки не просто не давали промаха — они разили насмерть. Раненых не оставалось, только убитые. Шенстон пытался отыскать стрелков, найти укрытие для своих солдат… а пули с завидной методичностью уничтожали британцев одного за другим.
Сначала паника поднялась среди туземцев. Они рванули в обратном направлении, сметая все на своем пути. Под снайперским обстрелом восстановить дисциплину оказалось нереально. А вскоре побежали и видавшие виды британские солдаты. Говорят, Шенстон до последнего пытался навести порядок, так что мы даже не знаем, тибетцы лишили его жизни или свои же дезертиры. Весь офицерский состав пал в этой бойне, только несколько десятков рядовых солдат смогли уйти от пуль и рассказать о случившемся. Потеря разом 10 тысяч солдат и офицеров стала огромным ударом по Британии. У самоуверенных прежде англичан резко упала самооценка. Стало ясно — Лхаса неожиданно оказалась крепким орешком. В условиях, когда назревала крупная война в Европе, позволить себе очередную мясорубку в далеком Тибете англичане уже не могли.
* * *