Пальма первенства в этом деле принадлежит «западным демократиям». Рост уровня жизни населения неуклонно снижал его «боеготовность». Западные граждане давно не хотят погибать за какие-то национальные интересы, понятные только политикам высокого ранга. В современных США фактор людских потерь стал едва ли не основным при принятии решения о применении вооруженных сил.
Теперь нужен был инструмент. И он был создан. В конце 1940-х годов два отставных военных летчика организовали компанию «Pasific-Eastern Airlines» (PEA) и получили подряд у Министерства обороны США на авиаперевозки грузов военного назначения. Следующим этапом стало создание команд специалистов по обслуживанию боевой техники — этакие коммерческие ремонтные бригады. Я понимаю, что у многих читателей в голове сложится комический образ: подбитый танк, к которому подъезжает ремонтный грузовик, откуда доносится голос: «Подремонтироваться не желаете? Недорого, постоянным клиентам — скидка!» Тем не менее все было предельно серьезно, а компания живет и здравствует и по сей день.
Вскоре ее примеру последовали другие фирмы. Локальные войны давали им огромное поле для деятельности. А после того как в Африке и в Азии начали множиться новые независимые государства, полету творческой активности вообще не было предела. Например, созданная в 80-х компания «Military Professional Resources Inc.» (MPRI) специализировалась на помощи армиям «слаборазвитых» стран — ну, организацию им налаживать, кадры готовить, военную технику поставлять. А иногда и воевать за них, если потребуется. Одно из главных направлений деятельности компании — это так называемые «гуманитарные операции». Думаю, люди, обладающие не искаженным телевещанием интеллектом, отчетливо представляют себе, что это такое. Остальным поясню.
Предположим, где-то вспыхивает вооруженный конфликт, и вам обязательно надо в него вмешаться. Но прямо сделать это невозможно, ведь вы — большой демократ и защитник прав человека. Не расстраивайтесь: права человека мы и будем сейчас защищать. Во время любого конфликта, даже самого маленького, страдает мирное население. Понимаете, что дальше? Вот его-то и будем защищать! А если мирного населения нет — будем защищать крокодилов, бегемотов или редкий вид дождевых червей. Неважно. Главное, теперь это называется «гуманитарной операцией» и объясняется самыми благородными мотивами. А творить можете все что угодно — хоть всю территорию напалмом залейте. Ну и, естественно, можно сбросить пару тюков просроченных консервов страдающему населению, хоть это и необязательно.
MPRI участвовала в таких знаменитых операциях, как подготовка «эскадронов смерти» в Латинской Америке, хорватской армии и албанских боевиков в ходе Югославской войны. Она тесно связана с правительством США и выполняет его задания. Достаточно посмотреть, кто стоит у руля этой замечательной фирмы — генерал К. Вуоно (начальник Штаба вооруженных сил США во время операции в Панаме и операции «Буря в пустыне») и генерал Ф. Крезен (бывший командующий армией США в Европе). Также она является главным проводником политики Соединенных Штатов в Африке. Всего же на Черном континенте работают почти сотня частных армий.
В чем интерес Штатов?