Чуть позже исследователь Винсент ди Пиетро и кибернетик Грегори Моленаар обнаружили в архиве марсианских снимков, хранящихся в НАСА, второе изображение того же «лица»! Этот снимок был сделан через 35 суток после первого при ином освещении. Компьютерная обработка не только подтвердила детали первой фотографии, но и выявила дополнительные подробности. Теперь на ней были видны «глазные яблоки» со «зрачками», опять же «зубы» и на освещенной солнцем «щеке»… каменную «слезу»! Ди Пиетро и Моленаар заключили: «Если поразительные детали этой каменной „головы“ возникли естественным образом, то природа должна быть высокоразвитым существом!»
25 июня 1995 года руководство НАСА (американского Национального управления по освоению и исследованию космического пространства) под давлением общественности включило в программу полета межпланетной станции «Марс Глобал Сервейер» контрольную съемку «лица». 5 апреля 1998 года в Центре управления полетами получили долгожданные фотографии. Межпланетная станция сфотографировала вожделенное «лицо» с высоты 440 километров (в 1976 году съемка велась с высоты 1870 километров). И вновь начались «марсианские сюрпризы» – «лицо» исчезло, как до этого исчезали «каналы». На новых фотографиях вместо уже знаменитого Сфинкса оказались обычные скалы, усмотреть в которых «лицо» трудно даже при наличии самой буйной фантазии.
Куда же подевалась гигантская скульптура, чье изображение в свое время прошло не одну строгую экспертизу? Фанаты стали винить во всем традиционное лукавство чиновников от американской космической науки, давно снискавших себе репутацию «зажимщиков» космических фотографий с аномальными сюжетами. Им, дескать, ничего не стоило предъявить снимок совсем другого места… Или произошел какой-то катаклизм, уничтоживший гигантскую статую? Или марсиане решили укрыть ее от объективов землян? Или это действительно всего лишь игра света и тени?
Так или иначе, но у ученых вновь нет четкого ответа на ставший сакраментальным вопрос: есть ли жизнь на Марсе? Поэтому нам показалась любопытной гипотеза А. Портнова, вносящая некоторую определенность. Отправной точкой для размышления послужил необычный цвет планеты.
Зададимся вопросом: почему Марс кроваво-красныи? Сходство цвета Марса и крови объясняется одной и той же причиной – обилием оксида железа. Именно это вещество окрашивает и гемоглобин в кропи. и марсианскую поверхность.
Советские и американские космические станции, совершившие посадку на Марс, передали детальные фотографии каменистых пустынь, засыпанных красным железистым песком.
Проницательные средневековые алхимики не ошиблись, сделав знак Марса символом железа. Почти вся поверхность этой планеты покрыта толстым слоем ржавчины.
А где ржавчина, там и вода. Раньше на Марсе воды было в достатке. Об этом свидетельствуют оставшиеся на поверхности следы когда-то грандиозных водных потоков. Красноцветные марсианские пески по сути это размытые реками и развеянные ветрами древние коры выветривания.
Но одной лишь воды для образования «ржавой планеты» явно недостаточно. К примеру, крупные спутники Юпитера Ганимед и Каллисто хотя и богаты водой, но сохраняют цвет геологических пород практически неизменным. Металлы там не только не развеют, но даже, наоборот, под влиянием «солнечного ветра» восстанавливаются до самородного состояния.
Такое же явление зафиксировано и на поверхности Луны. Для окисления железа необходимо еще одно условие. Какое? Ответ на этот вопрос можно найти на земле.