Здесь, в идеальном случае, существует набор специалистов, набор «профессионалов», каждый из которых нуждается в помощи другого. На этом уровне мы полностью зависим от других людей, но сохраняем возможность самостоятельного развития в той узкой области, которая нам отведена. Мы не можем претендовать на целостность, но можем — на знание деталей. А это значит, что возможность взаимодействия с пределами реальности, с АБСОЛЮТОМ для нас еще существует. Хотя она ограничена жесткими и заданными извне рамками. Это уровень светлой стороны рода человеческого. Вы можете использовать человека не только для получения совета или практической помощи, но для получения знаний, позволяющих вам осуществлять те или иные операции самостоятельно. Так, программист может сделать ваш сайт или научить вас, как это сделать самостоятельно. Здесь вы расширяете ваш собственный мир до предела мира другого человека, вы «познаете» тот объем знаний и навыков, которым обладает ваш собеседник. Действуя таким образом, вы почти всегда сталкиваетесь с сопротивлением собеседника.
Он готов часами рассказывать вам о своих переживаниях, но что касается профессиональных знаний, которые можно использовать, то ими он делится крайне неохотно. Научив вас, он утратит чувство собственной значимости, часть своей «незаменимости», а это самое страшное, что может произойти с человеком как с общественным существом. Теоретически на этом уровне вы становитесь как бы вровень с родом человеческим, действуете по отношению к нему как равная сила. Но на практике такая попытка обычно кончается ничем: круг людей, способных передать вам ЗНАНИЕ (как определенный субстрат, дающий силу), очень ограничен, а во всех других случаях вы обучаетесь только стереотипам, отнимающим часть вашей личной силы. Ваш запас силы ограничен, значит, ограничено и число стереотипов, которые вы в состоянии усвоить. Поэтому, скорее всего, вы остановитесь где-то в начале пути.
Тем не менее общение на этом уровне — совсем иной процесс, чем раньше. Вы заинтересованы уже в самом собеседнике, и он, безусловно, почувствует эту заинтересованность. Другое дело, что его реакция может быть диаметрально противоположной. Если он убежден в том, что именно его личностные качества, его «индивидуальность» позволяет ему успешно справляться со своей работой, он с удовольствием поделится с вами знаниями. Обучаясь и обучившись, вы все равно окажетесь ниже него, а это лишь усилит его чувство собственной значимости. Совсем другое дело, если он понимает, что вся его ценность — лишь в совокупности усвоенных им знаний, и каждый, кто овладеет ими, может делать то, что делает он, не хуже, а может быть, даже лучше него. В этом случае он будет пытаться скрывать от вас все, что можно скрыть, а иногда — просто обманывать вас. Разница между этими людьми — разница между «мастером» и «подмастерье», между «художником» и «ремесленником». Научиться чему-то можно только у мастера, а их очень и очень немного.
Наконец, ваш собеседник может стать для вас тем объектом, которым он является в действительности — бесконечно многообразным существом, заключающим в себе целый мир и несущим в себе огромную информацию. На этом уровне цель общения — познание «индивидуальности» собеседника, а движущая сила — искренний интерес к другому человеку. Здесь для вас важны не знания собеседника, а то, как он их использует, здесь для вас важна картина его внутреннего мира.
Этот уровень общения выводит вас за пределы рода человеческого и вплотную подводит к сфере абсолюта. Но пробиться на этот уровень почти невозможно. Собственно говоря, все устройство человеческого общества, вся деятельность паразитов направлена на то, чтобы сделать этот уровень недостижимым для человека. У большинства людей их истинная сущность, их «индивидуальность» блокируется еще в детстве, а в дальнейшем все, что у них остается, — это ложное тело, по отношению к которому данный уровень общения в принципе невозможен.