Друзья мои, Элевсин — это доступный для каждого грека поселок Аттики, посвященный богине урожая Деметре. Именно там возникли таинственные религиозные обряды, называемые мистериями. Древнейшими празднованиями такого рода были элевсинские мистерии, носившие характер государственного обряда. В старинных греческих мистериях обычай обязывал всех мистов, то есть посвященных, соблюдать определенный ритуал. Руководил мистами жрец-иерофант, посвящавший греков в таинства культа. Обычно обряд начинался с ритуального морского купания, так как мисты должны были смыть с себя все, что могло осквернять их тела, ум и веру. Затем начиналось освещаемое факелами торжественное шествие к Элизиуму. В мифе о Деметре была отражена извечная борьба жизни и смерти. Она рисовалась скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Гадесом. На земле без Персефоны наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть дочь земле-матери Деметре. Гадес отпускает Персефону, однако перед этим дает своей супруге вкусить гранатовое зернышко, чтобы она не забывала царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует. Но одну треть года Персефона посвящает своему мужу Гадесу… Деметра почиталась эллинами вместе с дочерью Персефоной, и главным священным местом почитания был храм в Элевсине. Элевсинские мистерии проводились посвященными жрецами каждый год с первого по девятое сентября. Символически они представляли горе богини Деметры, ее странствования в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение… Царственные греческие семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания.
Пифагор прибыл сюда из Афин вместе с Гермодасом и Ферекидом ночью. У колодца, называемого Каллиохор, они смыли с себя дорожную пыль, а затем у статуи Вакха пели радостные гимны под звуки лир и кифар. Молодой бог Вакх, более известный как Дионис, почитался также и во время мистерий. Всю ночь люди пели, танцевали и посещали места, связанные с трудолюбивой богиней Деметрой — мастерицей возделывания ячменя. Посвящение Пифагора в мисты проводилось в большом закрытом помещении. Прежде чем войти в него, юноша должен был снова очиститься, омывая руки священной водой. Во время этих обрядов обычно каждому мисту надевали на голову венок, и он держал в руке пучок веток. Затем кандидат проходил перед троном богини Деметры и окунался в купель — бассейн с холодной водой. Выйдя из купели, мист не должен был вытираться, пока вода вся не впитывалась его кожей. Потом кандидат вкушал мед и молоко. Затем его одевали в белый хитон и называли символ, который он должен был помнить всю жизнь и даже после смерти. Заканчивался обряд осушением чаши с напитком, называемым кикерон. Кикерон делали из отвара жареных зерен ячменя, в который жрецы затем подмешивали немного легких растительных наркотиков. Затем участвовавшие в обряде погружались в транс и ходили друг за другом по кругу, как во сне, передавая друг другу срезанные колосья хлебных злаков. Все это время, пока они так ходили, перед посвященными в мистерии проводилось театрализованные представления мифа о Деметре и Персефоне.
Пройдя ритуал посвящения в элевсинские мистерии, Пифагор вернулся в Милет вместе со своими учителями. Затем Ферекид и Гермодас стали готовить своего ученика к орфическим мистериям.
Орфизм же, как религиозное учение, был известен в Милете уже в шестом веке до нашей эры. Его происхождение и название связано с мифом об Орфее. Под влиянием орфизма элевсинские мистерии подверглись характерной модификации. Орфические мистерии были как бы частными празднествами, ибо их официальным проведением не занималось ни одно греческое государство. Эти празднества часто устраивались под открытым небом, в частных домах, в поле и даже на перекрестках дорог. Орфики утверждали, что людской род возник в результате титаномахии, то есть войны Зевса с титанами. Люди родились из пепла, оставшегося от сожженных молниями Зевса тел титанов. А титаническое происхождение человека понуждает его к усиленной работе над собой. Только таким путем человек может сохранить в себе свою духовную, божественную основу. Цели этой можно достичь только воздержанием, умеренностью, аскетизмом и ритуальным очищением.