Камбиз со своими бесчисленными войсками, напоминавшими тучи голодной саранчи, положил конец царствованию фараонов, начало которого теряется во тьме веков. В глазах мудрецов это была катастрофа для всего мира. До тех пор Египет защищал Европу от нападения со стороны Азии. Его влияние простиралось на все побережье Средиземного моря, благодаря храмам Финикии, Греции и Этрурии, с которыми высшее жречество Египта было в постоянных контактах. Но раз эта твердыня была опрокинута, грубая сила должна была затопить и побережье Греции.
ВАВИЛОН
Хожу по странам, как гроза,
Ногами твердь земную рушу,
Закрыв ладонями глаза,
Заткнув и уши, рот и душу…
Пифагор пережил нашествие войск Камбиза в Египет. Фараон Амазис умер за год до вторжения персов и владыкой стал следующий фараон — Псамменит. И тут царь Камбиз воспользовался сменой чиновников Египта и переманил на свою сторону адмирала флота Амазиса и некоторых военачальников. После того, как весь египетский флот встал на сторону персов, стотысячная армия захватчиков хлынула в долину Нила. Пифагор видел как этот персидский царь, достойный наследник коронованных деспотов Ниневии и Вавилона, разграбил храмы Мемфиса, Гелиополя, Гермополя и Фив и разрушил храмы Амона. Он мог видеть и то, как фараон Псамменит, закованный в цепи, был приведен к Камбизу и поставлен на возвышении, вокруг которого были выстроены в ряд жрецы, члены самых именитых семей и весь двор фараона. Он мог видеть дочь фараона, одетую в рубище, в сопровождении всей своей свиты, переодетой также в лохмотья, и наследника престола с двумя тысячами знатных молодых людей, приведенных сюда же с уздечками во рту и с поводами на шее, после чего все они были обезглавлены.
Пифагор смотрел на фараона Псамменита, заглушающего рыдание при виде этой страшной картины, и безжалостного Камбиза, сидящего на троне и наслаждающегося страданиями своего повергнутого противника.
Жестокий, но поучительный урок истории... Камбиз распорядился о перемещении лучшей части египетских жрецов в Вавилон и поселил их внутри своей страны. В числе пленников, отправленных в Вавилон, был и Пифагор.
Видел пленник сад Семирамиды,
В зиккуратах видел чудеса,
Видел он как башни-пирамиды
На рога поддели Небеса…
Вавилон — громадный многолюдный мегаполис, насчитывающий более миллиона жителей. Этот колоссальный город, сравниваемый Аристотелем с целой страной, окруженной высокими стенами, представлял в то время необъятное поле для наблюдений.
Древнейший город Вавилон был после персидских завоеваний более чем когда-либо калейдоскопом всех народов, культов и религий, посреди которых азиатский деспотизм воздвигал свою высокую башню.
По персидским традициям основание Вавилона приписывают легендарной Семирамиде. По этим преданиям это она построила его невероятно огромное основание, имевшее длину каменных стен внутреннего города — восемьдесят пять километров. По этим гигантским стенам две колесницы могли нестись в ряд во весь галоп, не задевая друг друга. Семиступенчатые пирамиды Вавилона — зиккураты, построенные во многих городах Месопотамии, вошли в поговорки всех народов Азии. Огромные дворцы из гранита и базальта с расцвеченными барельефами, мраморные храмы, поддерживаемые каменными слонами. На беломраморных вершинах храмов красовались многоцветные драконы, рядом сверкали раскрашенными стенами семи и девятиэтажные жилые дома, построенные из обожженного красного кирпича — все это видел Пифагор своими глазами, когда прибыл в числе других пленников в древнейший город.