Только те люди считались пригодными для подготовления к Посвящению, которые были уже
добрымив пределах человеческого понимания добра. Чистые, святые, беспорочные, освободившиеся от греха, не нарушающие закона – таковы были некоторые из выражений, применявшихся к ним.
[192]Кроме того, от них требовался развитой и уравновешенный интеллект.
[193]
Обыкновенная жизнь развивающегося человека имеет целью эволюцию умственных способностей, эмоций и нравственного чувства, что достигается благодаря соблюдению указаний, даваемых религией, благодаря выполнению своих обязанностей и старанию помогать своим ближним и содействовать их развитию. Через все это человек проходит жизнь за жизнью и когда он все это совершил и стал «добрым человеком», он становится «Chrestos» греков и только после этого может он стать Христом, Помазанником. Когда он научился жить праведно с точки зрения мирской, лишь тогда может он домогаться сокровенной жизни духа и готовиться к Посвящению, что всегда требовало исполнения определенных условий.
Этим условиям отвечают известные качества, которые он должен развить в себе и пока он трудится, чтобы приобрести их, про него говорят, что он вступил на Путь Испытания, на тот Путь, который ведет к «Тесным Вратам», за которыми расстилается «Узкая Тропа», или «Путь Святости», «Крестный Путь». От вступающего не требуется совершенства, но он все же должен до некоторой степени обладать этими качествами прежде, чем Христос может родиться в нем. Он должен приготовить непорочную обитель для того Божественного Дитяти, который должен вырасти в его душе.
Первое из этих качеств – все они принадлежат к области мысли и нравственности – есть
Распознавание; это означает, что вступивший должен научиться различать вечное и временное, реальное и нереальное, истинное и ложное, небесное и земное. «Видимое временно, а невидимое вечно»
[194]– говорит апостол; люди постоянно живут под чарами видимого, которое вызывает в них слепоту к невидимому. Вступающий на Путь должен уметь различать между тем и другим, и то, что не реально для мира, должно стать реальным для него, и наоборот – то, что для мира реально, должно потерять всякую ценность для него, ибо только таким образом можно «ходить верою, а не видением».
[195]И только так может человек достигнуть возраста, о котором апостол говорит: «Твердая пища свойственна совершенным, у некоторых чувства навыком приучены к различению добра и зла».
[196]
Вслед за Распознаванием чувство реального должно воспитать в нем Отвращение от нереального и мимолетного, от той шелухи жизни, которая не способна утолить голод и годна только для «свиней».
[197]Эту ступень Иисус определяет такими сильными словами: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником».
[198]Эти слова принадлежат к «трудным изречениям» и все же верно, что из этой ненависти возникает более глубокая и более истинная любовь и что необходимо пройти через эту ступень на пути к «Тесным Вратам». Вслед за тем стремящийся должен научиться
управлять своими мыслями, а это приведет к
контролю над действиями, ибо для внутреннего зрения мысль и действие сливаются в одно. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
[199]