Превращение низшего в высшее – вот цель этого таинства, как и всех остальных таинств. Изменение низшей силы благодаря ее соединению с высшей силой – вот к чему должны стремиться участники таинств; и все, кому известна эта внутренняя истина и кто сознает действительность высшей жизни, могут – благодаря таинствам, к какой бы религии они ни принадлежали, – войти в более совершенное, более полное соприкосновение с божественной Жизнью, которая поддерживает все миры; но для этого необходимо приступать к таинству с восприимчивой душой, с верой и с открытым сердцем, тогда обнаружится вся его реальная сила.
Таинство брака обладает всеми признаками таинства столь же ясно и определенно, как и крещение и евхаристия. В нем также соединяются и внешний знак и внутренняя благодать. Физический материал представляет собой обручальное кольцо – замкнутый круг, символ вечного; Слово Могущества – древнюю формулу: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа»; Знак Могущества – соединение рук брачующихся, символизирующее соединение их жизней, что вместе взятое представляет собой внешнюю сущность таинства.
Внутренняя благодать состоит в соединении души с душой, сердца с сердцем, которое делает возможным осуществление духовного единения, без чего брак перестает быть браком и превращается в временное телесное соединение. Обмен кольцами, произнесение формулы, соединение рук – все это представляет живописную аллегорию; если брачующиеся не восприняли внутреннюю благодать и не зажглись горячим желанием соединиться друг с другом полнотой всего своего существа, в таком случае таинство теряет для них все свои благие свойства и становится одной лишь формой.
Но брак имеет еще более глубокое значение; все религии признали его символом союза между земным и небесным, союза между Богом и человеком. Но и этим не исчерпывается его значение, ибо таинство брака есть символ отношения между Духом и Материей, между Св. Троицей и Вселенной. Вот какое глубокое значение имеет соединение мужчины и женщины в истинном браке.
В этом таинстве муж – представитель Духа, Троицы жизни, а женщина – представительница Материи, Троицы творческого материала. Один дает жизнь, другая воспринимает и питает ее. Они дополняют друг друга, две нерасторжимые половины одного целого, не способные существовать одна без другой. Как для Духа необходима Материя, а для Материи – Дух, так же необходим муж для жены, и жена для мужа. Подобно тому, как Существование перестает быть абстракцией только, когда проявляется как двойственность Духа и Материи, независимых один от другой, но способных проявиться лишь в союзе друг с другом, так и человечество, проявленное в двух аспектах – мужа и жены, не в состоянии существовать отдельно, один без другого. Они не есть два, но одно, двуликое единство. Бог и Вселенная олицетворяются в таинстве брака, в такой степени тесна связь между мужем и женой.
Мы сказали выше, что таинство брака есть также образ союза между Богом и человеком, между вселенским и индивидуальным Духом. Эта символика употребляется во всех Св. Писаниях – индусском, еврейском, христианском. И тот же символический смысл был расширен, когда говорилось об индивидуализированном Духе, как о нации или церкви, собрании Духов, соединенных воедино. Так, пророк Исаия объявляет Израилю: «Как юноша сочетается с девой, так сочетаются с тобой сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой».
[338]Так же и Св. Павел писал в своем Послании, что таинство брака изображает собою Христа и Его церковь.
[339]