При изучении этого проявления Ишвары более всего поражает нас Его изумительное терпение. Мы всегда с нетерпением ожидаем результатов своей работы, Он же никогда. Мы страстно желаем увидеть плоды наших дел, Он же, Вечный, непостижимо терпелив и стремится к совершенству, невзирая на то, сколько времени потребуется на достижение его. Это терпение является необходимым условием эволюции форм. Вникнув глубже, мы поймем, что всякое нетерпение означало бы слишком быстрое разрушение форм. Форма неподатлива, косна по сравнению с жизнью. Если жизнь вибрирует слишком быстро, форма разобьется под напором этих вибраций. Я поясню это примером из обыденной жизни. Стеклянная трубка или просто ламповое стекло начинают вибрировать при звуке известной высоты. Если звучащий предмет находится вблизи лампового стекла, вы услышите, как оно само будет издавать этот звук, получится как бы поющее стекло. Если вы усилите звук и будете продолжать эти вибрации за пределы растяжимости стекла, оно разобьется, не выдержав тех усилий, какие оно делает, чтобы отозваться на эти вибрации. Пример этот служит иллюстрацией того, что происходит во всяком мире форм. Если бы Ишвара посылал слишком быстрые и тонкие вибрации для той формы, которую Он одушевляет, чтобы она могла отзываться на них, форма могла бы разбиться, и эволюция ее была бы приостановлена. Природе пришлось бы вновь строить такую же форму, чтобы достичь той же точки. Это терпение Ишвары и поражает нас прежде всего, когда мы приступаем к изучению эволюции форм.
Как медленно и постепенно совершаются все изменения, сколько тысяч последовательных форм вырабатывается при этом и как неуловима разница между ними. А между тем она огромна, если мы будем рассматривать всю массу форм. Необходимо хорошенько запомнить этот принцип.
Другой великий принцип заключается в двойном и параллельном действии Ишвары и эволюционирующего я. Ишвара присутствует в человеческом я, которое образуется внутри Его. Всякий импульс, который получает эволюция на ранней ее стадии, исходит непосредственно из жизни Ишвары, и по мере того, как Он строит внешнюю форму, Он постепенно укрепляет и тот центр, который развивается внутри ее. Цель Его заключается в том, чтобы центр этот стал образом Его Самого, самостоятельным центром. Но для этого требуется громадное время. В то время как Он строит форму, Он укрепляет и центр, который становится все более и более деятельным, откликается на внешние вибрации, которые передает ему Ишвара, и начинает понемногу проявлять и свою собственную деятельность, посылать вибрации уже от себя. По мере того, как двоякое действие происходит внутри формы, развивающийся центр начинает все более и более подчинять ее себе. И по мере того, как развивается и увеличивается способность подчинять себе форму, Ишвара все более и более отнимает у центра свою руководящую энергию. Некогда исшедшая от Него, она начинает теперь действовать самостоятельно в качестве отдельного созданного Им центра, пока этот последний не станет отражением Самого Ишвары и не получит способность жить самостоятельно той жизнью, которую он взял от Ишвары.
Если это понятие несколько отвлеченно, позвольте мне опять пояснить его вам примером.
Древние мудрецы всегда выражали эту чудесную плодотворную жизнь Ишвары, создающего образ Себя Самого и дающего ему возможность жить самостоятельной жизнью, символом матери, носящей ребенка в чреве своем. В то время как жизнь матери переходит в развивающегося в ней ребенка, жизнь этого последнего всецело зависит от матери, жизненный поток, питающий ребенка, исходит из ее собственной жизни. Строение продолжается, пока не окрепнет новый жизненный центр, и только тогда, когда он может устоять среди вибраций внешнего мира, новая форма с одушевляющей ее жизнью посылается в мир, чтобы пройти свой путь. Таким же точно образом животворная материнская жизнь Ишвары заключает в себе плоды Своей любви, питает их, растит их в Самой Себе на протяжении веков, пока они не станут способны сохранить свои собственные центры в беспредельной жизни Единого, Высшего. Это второй принцип, который вы должны помнить при изучении подробностей эволюции форм.
Еще одно положение, подразделяющееся на два, и мы установим главные принципы, на которых зиждется эволюция.