Ментальное тело, так же как и астральное, сильно различается у людей разных ступеней развития; оно состоит из более грубой или из более тонкой субстанции соответственно потребностям более или менее развитого сознания. У развитых и культурных людей оно в постоянном движении и резко очерчено; у неразвитых оно подобно облаку с неопределёнными очертаниями. Субстанция, из которой оно состоит, принадлежит ментальному плану, и она находится в непрестанной деятельности, ибо человек продолжает мыслить и во время сна, когда отделяется от своего физического тела, и после смерти, когда переходит в высший мир, где он жив исключительно одними мыслями и эмоциями. Так как в этом теле человек проводит наибольшее время после перехода в небесный мир, разумно было бы стремиться к его возможному усовершенствованию. Средствами к такому усовершенствованию могут служить ясное мышление, приобретение знаний, высокие эмоции, сверхличные стремления (молитва) и более всего правильная и усиленная медитация. При этих условиях ментальное тело может быстро эволюционировать, небесный же период человека обогатится при этом в высокой степени. Злые мысли всех родов оскверняют его и вредят ему, и, если они длятся упорно, последствием является настоящая болезнь и изуродование ментального тела, которое трудно будет излечить впоследствии.
Таковы три смертных тела человека: физическое он сбрасывает при смерти, а астральное – когда готовится вступить в небесный мир. Когда кончается его небесный период, ментальное тело также распадается на составные части и человек становится Духом, облеченным в свое бессмертное тело. При новом воплощении образуется новое ментальное тело, а затем и новое астральное, соответствующее его свойствам, после чем они соединяются с его новым физическим телом и человек вступает в новый период своей смертной жизни.
V. Бессмертные тела человека
«Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный», – говорил апостол Павел. «Оттого мы воздыхаем, желая облечься в небесное жилище».
[4]Это «небесное жилище» построено из бессмертных оболочек человека.
Дух, который «будучи родом божьим»
[5]пребывает вечно в лоне Отца, он воистину есть Сын Божий, разделяющий его вечную жизнь. Бог сотворил человека «для нетления и сделал его образом вечного бытия своего».
[6]Дух этот мы называем монадой, ибо это – истинная суть самосущности. Когда монада опускается в материю, чтобы одухотворить её, она присваивает себе по атому из трёх высших миров для того, чтобы заложить ядро своих трёх высших сил – атмического, буддхического и манасического. К ним – посредством нити буддхической субстанции – прикрепляются частицы от каждого из трёх высших миров, чтобы могло возникнуть ядро трёх низших тел человека.
В течение долгих веков дух осеняет эти свои будущие смертные тела, озарённые его жизнью, пока они медленно поднимаются из минерального царства в растительное и из растительного в животное; между тем, из соединения субстанций трёх высших миров, из того «жилища на небесах», из того «дома нерукотворного, вечного», о котором говорит апостол, образуется проводник жизни Духа, начинающий проявлять себя в высших мирах. Когда же животная форма достигает той точки развития, когда эволюционирующая жизнь стремится, поднявшись, слиться с высшей жизнью, тогда дух посылает в ответ на её стремление биение своей собственной жизни, и в этот решающий миг зарождается ментальное тело человека, подобно искре, вспыхнувшей между углями электрической дуги. С этого мгновения человек индивидуализируется для жизни в высших мирах.
Высшее духовное тело (атмическое)является тончайшей субстанцией самого высокого мира, оболочкой духа, «Богом, ставшим плотью» в совершенно реальном смысле, божественным началом, окунувшимся в океан материи, не перестающим быть божественным, хотя и воплощённым. Постепенно в этом высшем теле собираются результаты всех переживаний, накопленных на протяжении вечности; при этом оба остальные бессмертные проводника
[7]сливаются постепенно с ним, образуя светлое одеяние для человека, достигшего совершенства и ставшего сознательно божеством.