EzoBox.ruБиблиотека эзотерики



Национальные и религиозные столкновения той эпохи нашли отражение в многочисленных историко-проро-ческих текстах, таких как «Книга юбилеев», Книга Еноха, «Свидетельства двенадцати патриархов» и «Вознесение Моисея» (а также других, известных под общим названиемапокрифовипсевдоэпиграфов). Их характерной особенностью была вера в цикличность истории, в то, что все события уже были предсказаны, что Конец Дней — период хаоса и беспорядков — ознаменует не только конец исторического цикла, но и начало нового, и что «поворотное время» (если использовать современное выражение) будет провозглашено приходом «помазанника» —машиахана древнееврейском (переводится на греческий какХристос — то есть Мессия или Христос).
Ритуал помазания нового царя священным маслом был известен в Древнем мире как минимум со времен Саргона. Он признается Библией как акт посвящения Богу, существовавший со времен глубокой древности. Самым ярким примером использования этого обряда может служить рассказ о священнике Самуиле, хранителе Ковчега Завета. Он призвал Давида, сына Иессея, и от имени Бога объявил его царем:
И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после.
1-я Книга Царств 16:13
Изучая каждое пророчество и каждое высказывание пророка, благочестивые люди в Иерусалиме обнаружили неоднократно повторяющиеся упоминания о Давиде какпомазаннике Божьем, а также божественное обещание, что «в грядущие дни» трон в Иерусалиме будет восстановлен благодаря «его семени» — то есть потомкам дома Давидова. Именно на троне Давида будущие цари, которые должны принадлежать к роду Давида, будут сидеть в Иерусалиме; и когда это случится, все цари и князья земли потянутся в Иерусалим за справедливостью, миром и Словом Божьим. Это, говорил Бог, его «вечное обещание», завет «для всех поколений». Об универсальности этого обещания свидетельствует Исайя (16:5 и 22:22), Иеремия (17:25, 23:5 и 30:3), Амос (9:11), Аввакум (3:13), Захария (12:8), а также Псалмы (18:50, 89:4, 132:10, 132:17) и так далее.
Это убедительные слова, однозначно указывающие на мессианский завет с «домом Давидовым», хотя и насыщенные взрывоопасными аспектами, диктовавшими ход событий. Со всем этим тесно связана история пророка Илии.
Илия, которого прозвали Фесвитянином по названию его родного города в области Галеад, был библейским пророком, жившим в Израиле после отделения его от Иудеи в IX в. до н. э. в период правления царя Ахава и его жены хананеянки Иезавель. Оправдывая свое имя (Элияхуна древнееврейском, что означает «мой бог Иегова»), он постоянно конфликтовал с жрецами ханаанского бога Ваала, которым покровительствовала Иезавель. Некоторое время он скрывался в тайном убежище вблизи реки Иордан, где ему было поручено стать «человеком Божьим»; ему был вручен плащ, обладавший волшебными свойствами, и Илия обрел способность совершать чудеса именем Бога. Первым чудом (3-я Книга Царств, глава 17) было превращение горстки муки и ложки масла в неиссякаемый источник продуктов, которых бедной вдове хватило до конца жизни. Затем Илия воскресил сына этой женщины, умершего от какого-то инфекционного заболевания. Во время состязания с пророками Ваала на горе Кармель Илия сумел призвать огонь с неба. Он был единственным из упоминающихся в Библии израильтян, кто посетил гору Синай после исхода: когда он спасался от гнева Иезавель и жрецов Ваала, ангел спрятал его в пещере на горе Синай.
Библия утверждает, что он не умер, а был вознесен в вихре на небо. Его вознесение, подробно описанное во второй главе 4-й Книги Царств, нельзя назвать внезапным или неожиданным. Наоборот, это была заранее спланированная и организованная акция, о месте и времени которой Илие сообщили заранее.