Обратите внимание, что с каждым разом ситуация усугубляется, затягиваясь удавкой на шее. Здесь, напоминаю, находится гордиев узел, который переворачивает ум в ум-эго. Если человек принимает ситуацию – научился любви, – удавка распускается и в человеке появляется живое движение – движение любви. Если нет, то, в конечном итоге, человек заболевает вплоть до смерти.
То, что вы отрицаете, становится вашей судьбой.
То, что вы не принимаете, начинает управлять вами.
Легенда о царе Пенфее
Когда-то очень давно в Древней Греции жил царь Пенфей из города Фивы. Он был воспитан в строгом поклонении Аполлону, который считался в то время главным божеством. В то же самое время, то есть во времена правления царя Пенфея, в Грецию начал проникать культ бога Диониса, который олицетворял собой плодоносящие силы земли, плодородия, виноделия.
Последователи этого культа пили вино, устраивали оргии и совершали действия, которые полностью нарушали все правила умеренности, сдержанности и трезвого образа жизни, столь милые сердцу последователей культа Аполлона. Дионису поклонялись, впадая в экстаз, неистовствуя и творя прочие непотребности, достойные порицания в глазах поклонников рационального и строгого бога Аполлона. Конечно же, подобные ритуалы не могли понравиться царю Пенфею, и он стал активно сопротивляться приходу нового культа на свою землю. Драма начала разворачиваться.
Как-то Дионис появился перед Пенфеем и сказал ему следующее: «Я вижу, царь, ты не любишь меня и презираешь. Это очень прискорбно и не служит славе никого из нас, но ты находишься в особенно неприятном положении. Я-то фактически уже здесь, и тебе ничего не остаётся делать, как только заключить со мной мир, потому что я пришёл сюда, чтобы остаться.
У меня к тебе есть справедливое, на мой взгляд, предложение: мне просто надо от тебя, чтобы ты разучил самый незначительный танец в мою честь, вот и всё. Как видишь, всё не так ужасно. Но если ты откажешься сделать это, тогда, к великому моему сожалению, тебе придётся станцевать большой танец, и за последствия будешь отвечать только ты один».
Царь Пенфей пришёл в ярость от требований Диониса и велел вышвырнуть его из своего дома, приказав ему больше не появляться в его владениях.
Немного спустя, ночью, последователи Диониса собрались для очередного ритуала в его честь. Они, как всегда, напились вина и, обезумевшие, носились по лесу, совершая дикие и непристойные действия. Царь Пенфей, возмущённый происходящим, решил вмешаться, чтобы положить конец оргии. А надо сказать, он не знал, что его мать и жена были менадами – последовательницами культа бога Диониса. В ту ночь они тоже принимали участие в этом сборище – напились и вместе со всеми веселились, славя своего бога.
Мать Пенфея, увидев своего сына, с пьяных глаз приняла его за живого льва, пожаловавшего в их лес на шум. Она схватила копьё и метнула его в царя, сразив наповал. Затем отрезала ему голову и, насадив её на копьё, с плясками прошла по всем Фивам, восклицая: «Смотрите, смотрите, вот лев, которого я убила!»
Так царь Пенфей, отказавшийся станцевать маленький танец для бога Диониса, вынужден был станцевать большой танец в его честь, как ему и было обещано.