В Полесье во время засухи, чтобы вызвать дождь, ловили и убивали лягушку, обряжали её, т. е. заворачивали в какой-нибудь лоскут, клали в спичечный коробок, голосили по ней, как по покойнику: «Ой, жабка наша померла, ой, ой!» Причём нужно было по-настоящему плакать, лить слёзы. На Ровенщине хоронили рака: ловили рака, выкапывали ямку — «могилу», ставили над ней крестик, плели веночки и голосили: «Наш раченьку, да наш батеньку, да наш соколеньку, да як мы тебе хоронимо…». С той же целью вызывания дождя убивали ужа, гадюку или насекомое (медведку) и подвешивали на забор или на ветку, иногда поливали водой и т. д.
В Калужской губернии «хоронили Масленицу»: делали из соломы большую куклу, надевали на неё рубаху и сарафан, на голову повязывали платок; женщины, одна из которых изображала попа с кадилом, вели её под руки по деревне, а затем сажали на носилки и накрывали пелёнкой. Пройдя до конца деревни, участники процессии раздевали куклу, разрывали её на части и разбрасывали солому; «поп» размахивал кадилом, кричал: «Аллилуйя!», а похоронная процессия пела песни.
40. «Отпускание» священных предметов
Старые, обветшалые Чуры, стоявшие на Капище, вышитые либо рисованные Свята и священную утварь принято не выбрасывать вместе с мусором, а хоронить — «отпускать» по воде или по огню, зарывать в землю, уносить в лес и т. д.
Старые Чуры, изображающие Светлых Богов- Сварожичей, обычно кладут на Краду и совершают над ними обряд огненного погребения, как над людьми. Изображения Богинь (как правило, это не гоеподобные
[70]Чуры, а вышитые Свята) обычно «отпускают» по воде или зарывают в землю.
Литература
Агапкина ТА.Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М., 2002.
Агапкина ТА.Этнографические связи календарных песен. — М., 2000.
Азадовский М.Ленские причитания. — Чита, 1922.
Афанасьев А.Н.Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. Кн. 3. — М., 1861.
Афанасьев А.Поэтические воззрения славян на природу, — М., 1865. Т.1; 1868. Т.2; 1869. Т.З.
Байбурин А.К., Левинтон ГА.Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянкой духовной культуры: Погребальный обряд. — М., 1990.
70Фаллоподобные.
Байбурин А.К., Топорков А.Л.У истоков этикета: Этнографические очерки. — А., 1990.
Балов А.Сон и сновидения в народных верованиях. Из этнографических наблюдений, собранных в Ярославской губернии // Живая старина. Вып. 4, 1891.
Белорусы // Народы и культуры. — М., 1998.
Бурдин Е.Причитания по покойнику в Кунгурском уезде // Пермский сборник. Кн. 2. — М., 1860.
Виноградова Л.Н.Мифологический аспект полесской русальной традиции // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М., 1986.
Виноградова Л.Н.Народная демонология и мифоритуальная традиция славян. — М., 2000.
Виноградова Л.Н.Чтобы покойник не ходил: комплекс мер в составе погребального обряда // Истоки русской культуры (Археология и лингвистика): Тезисы докладов конференции. — М., 1993.
Власова М.Русские суеверия. — С-Пб., 1998.
Генерозов Я.Русские народные представления о загробной жизни. — Саратов, 1883.
Гнатюк В.М.Останки передхристиянського релгшного свпчэгляду наших предгав // Украшцг. Нар од Hi в1рування, пов1р'я, демонолопя. — Кшв, 1991.
Гура А.В.Символика животных в славянской народной традиции. — М., 1997.
Дерунов С.Материалы для народного снотолкователя. III. Ярославской губернии // Этнографическое обозрение. — М., 1898. № 1.
Елеонская Е.Н.Представление «того света» в русской народной сказкеЦЭтнографическое обозрение. — М., 1913. № 3–4.
Живая старина. — М., 2000. № 1.
Живая старина. — М., 2006. № 2.