4. Вход и выход из казачьего братства не был особенно затруднён: «На Запорожье говорят, что они войско вольное, — кто хочет, приходит по воле, и отходит по воле». Приходивший в Сечь мог быть кем угодно, если он исповедовал Православие (заметим, что казачья трактовка Православия могла сильно отличаться от церковной, и в реальной жизни казак был более Язычником, нежели христианином, о чём наглядно свидетельствует весь уклад Сечевой жизни), не был крестьянином и не был женатым человеком. Вообще, безбрачие — характерная черта многих воинских братств, в том числе и Сечи. Характерно, что смертная казнь для тяжко провинившегося казака могла быть заменена... женитьбой — своего рода «смертью казачьей чести». Не случайно многие отказывались от такой замены, предпочитая «честную» смерть...
5. Отличительной чертой казаков во все времена было свободолюбие. В противоположность крестьянину, привязанному к клоку своей земли, зависящему от него и связанному по рукам и ногам многочисленными социальными и прочими обязанностями, казак считал себя «вольной птицей» и не зависел ни от чего и ни от кого. Социальная несвязанность казаков каким-либо узами хорошо просматривается в их полуироничном самоназвании —сиромахи, что значит: «сироты», «бобыли», а также «волки».
6. Возглавлялась Сечь выборнымкошевым атаманом, а все вопросы решались на общейСечевой Раде— Верховном органе самоуправления. При этом независимость казака была не только внешней (политической, социальной и т.п.), но и внутренней, выражавшейся в полной личной нестяжательности. По этой причине всё захваченное в походах добро непременно проматывалось и «прогуливалось» в самые короткие сроки.
7. «Гульба» казака была важнейшей частью его жизни и несла в себе элементы сакрального действа. Таковыми же были: курениелюлькис табаком, опьянениеоковитой-горилкой, игра накобзе, пляска до упаду и «дурний разум», когда запорожцы становились просты и естественны «як малi дiти», разрушая все внутренние оковы.
8. Как уже было сказано, вступление в Сечевое братство не было особенно трудным, к тому же от вновь прибывшего никто не требовал подлинной биографии, ибо люди ценились не за прошлые заслуги, а за дела, совершаемые в настоящем. Но при этом существовали определённые традиции и обряды, совершаемые при посвящении новичка в члены Сечи, который сперва должен был какое-то время приглядываться к порядкам Сечевого «лицарства», показать себя в деле, а затем уже (как правило, по истечении семи лет) вступить в ряды испытанных собратьев.
9. Посвящаемый постригался наголо, оставляя на темени небольшой клок волос —чупрыну(оселедец), которую носили с левой стороны за ухом. (Обычай оставлять подобный кусок неостриженных волос был известен ещё хеттам и до нашего времени используетсявайшнавамив Индии.)
10. При инициации запорожец получал новое имя, символическиумираядля «мира сего» и возрождаясь преображённым для «мира иного», в качестве которого представало Сечевое братство. Это имя, как правило, имело насмешливый характер, чем высказывалось полное презрение к «мирским» ценностям, например:Задерыхвист,Ворона,Не-Рыдай-Мене-Матыи т.п.
11. Практически всю историю своего существования Запорожская Сечь не давала покоя соседним странам: Польше, Крыму, Турции, а иногда и Московии (Украине и Молдавии, входившим в состав Российской Империи). Но не разбойничьи грабительские интересы двигали казаками, а священная потребность в Войне как Духовной Трансформации, утверждающей Свободу как Высший Принцип Арийского Духа: «Козаку воевать — что соловью петь», «Козаку воевать — чинить Промысел».