Исследования, проведенные Уиндером, Мульстером, Боуеном и Грейгтоном, показали, что несколько подобных происшествий имели место в этом районе (среди них — 2 посадки в районе Стадхэма) через несколько месяцев после январского события. Конечно, исследователи были как нельзя более заинтересованными в том, чтобы услышать детальное описание этого создания от самих детей. Они опросили их в присутствии воспитателя, и Уиндер пишет:
«Они утверждают, что человек был ростом 3 фута (в сравнении с их ростом), к которым надо добавить еще 2 фута высоты шапки или шлема, лучшим описанием которого было выражение „большой котелок без полей“, т. е. закругленный в верхней части. Голубой цвет был скорее слабым отблеском темного, серо-голубого цвета, который делал контуры и детали неотчетливыми. Однако они кое-что сумели различить: некую линию, которая показалась им либо прядью волос, либо краем забрала шлема; два крупных глаза; нечто вроде маленького треугольника на месте носа и одежду, состоящую из одной вещи с широким поясом, опускавшимся до самого низа, на котором висела квадратная коробочка. Руки показались короткими и все время оставались висящими вдоль тела и прижатыми к нему. Ноги и ступни были едва видны».
Что касается «клубов дыма», то, по всей видимости, это была движущаяся туча голубоватого тумана, направленная против преследователей.
Едва ли есть необходимость приводить здесь другие случаи.
Магическая шкатулка
У преподобного Роберта Кирка не было никакого сомнения на этот счет: в какой-то момент феи оккупировали страну. Сегодня на севере Шотландии все еще верят, что феи когда-то существовали. Эта вера сохраняется в названии «Добрые Соседи», хотя при случае они могли быть и враждебны по отношению к человеку. Речь идет о феерической поэзии Альфреда Нуае, опубликованной Чепменом и Холлом где-то в 1910 г., многие поэмы из которой будут процитированы в данной книге.
«Тогда как феи не питали к людям врожденной неприязни, но случайно узнавали, что могли бы быть более любезными по отношению к своим любимцам; тогда они сердились, их поведение становилось капризным, и они были в восторге от возможности сыграть какую-нибудь шутку со своими смертными соседями. Эти шутки надо было терпеливо переносить, так как сопротивление или враждебность могли привести к ужасным репрессиям, к похищениям детей и даже взрослых. Пассивное дружеское поведение со стороны людей оказывалось в высшей степени желательным».
Кэмпбелл, пастор из Тиры, опубликовал историю, названную «Na Amhuisgean — карлики или пигмеи», в которой он отмечает:
«Существование пигмеев в каком-то районе, граничащим с нашим, если это только не часть „королевства холода“, довольно интересно, так как указывает на соотношение между маленьким ростом существ и холодным климатом, и таким образом приводит нас к изучению вопроса рассеивания человеческой расы и объединения племен, которые теперь удалены друг от друга различиями во внешности, в одежде, образе жизни и языке».
Хотя замечания о соотношении роста и климата не представляют особой ценности, Кэмпбелл открывает путь к другим интересным замечаниям. Он отмечает, что термин «Lapanach» относится к «типу маленьких, коренастых, незначительных людей», которые встречаются во многих сказаниях, и добавляет: