Сильверберг добавляет, что Бартон «оставляет впечатление того, что эти альбиносы имеют отношение к постройке курганов в Теннеси».
Теперь определим, где мы оказались. Было бы довольно мило продолжать верить в то, что НЛО являются экипажами высокоразвитой космической цивилизации, потому что научная фантастика считает это абсолютно приемлемым и потому что, с точки зрения науки, и, возможно, военных, нас в некоторой степени готовят к встрече с подобными визитерами, Однако, к сожалению, теория, утверждающая, что летающие тарелки являются материальными предметами из космоса, оборудованными некой инопланетной расой, не дает нам удовлетворительного ответа. Какова бы ни была сила течения, объединяющая верующих в приход летающих тарелок из космоса, она не может быть сильнее, чем кельтское верование в эльфов и фей или средневековая вера в домовых, и даже сильнее страха всех христианских стран в течение первых веков нашей эры перед демонами, сатирами и фавнами. Она также не может быть сильнее веры, вдохновившей авторов Библии, — веры, укоренившейся на основе ежедневных доказательств посредством видений ангелов.
Короче, утверждая, что появление НЛО могло бы быть результатом каких-то опытов — «научного» или даже «сверхнаучного» свойства, проводившихся некой расой космических путешественников, мы можем оказаться жертвой своего невежества, невежества — причиной которого является тот факт, что одни глупцы и педанты на основе общей реакции (которую психологи могли бы объяснить, если бы сами не были первыми ее жертвами) защищают веру в фей с не менее смехотворным упрямством, чем другие глупцы и педанты защищают феномен НЛО. Утверждать, что рдухи о реальном значении НЛО заставляют работать самую глубокую и самую мощную механику мысли, означает согласие с этими очень сложными фактами. Надо помнить, что факты не признают границ, верований и рас, они бросают вызов общественному мнению и переворачивают самые логические предсказания с той же легкостью, как если бы они были игрушкой в их руках.
Мне трудно достичь понимания феномена НЛО, так как, несмотря на его развитие по четким фазам, его последствия довольно смутные… Нам приходится основываться на каких-то легендах, на различных «говорят» и на экстраполяциях. Тем не менее можно будет прийти к тому, чтобы люди наконец-то начали отдавать себе отчет в том, что рассматриваемый материал, которым мы располагаем начиная со Второй мировой войны (приблизительно 20 тысяч свидетельств об НЛО, уточненных и датированных, находятся в частных и официальных архивах), есть не что иное, как всплывшее на поверхность одно из глубоких течений человеческой культуры, известных в древние времена под другими и иногда очень разными названиями.
Вентц, когда мы повстречались с ним, рассказал о множестве людей в кельтских районах, которые видели дворян или были знакомы с людьми, похищенными феями.