EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Из всего сказанного выше следует, что осознание есть результат одновременного проявления потенциальной разумности и акта разумности. С тем же успехом мы можем заявить, что осознание есть результат взаимодействия между первичной и вторичной дифференциацией сознания и, следовательно, выступает второй причиной разделения, отрицательной по отношению к первой причине. Таково техническое определение осознания у Толтеков. Впрочем, тематика этой книги не требует от нас чрезмерной техничности, так что мы вполне можем выразить это определение несколькими более простыми понятиями.
Итак, поскольку осознание является проявлением потребностинагваляв эволюции сознания, оно также должно быть и аспектом сознания. Вряд ли стоит удивляться этому, если вспомнить, что существует только одна жизнь, обладающая единым сознанием. Подведя итог сказанному, мы придём к выводу, что единая жизнь представляет собой недифференцированное сознание, которое в сущности есть не что иное, как потенциальная разумность. Однако в целях развития сознания недифференцированное сознание проявляется тройственным образом, а именно в виде проявившейся потенциальной разумности, акта разумности и осознания.
Мы уже отмечали, что осознание представляет собой прямую связь междунагвалеми познанным. На основании этого мы можем определить осознание какинстинктивную потребность любой жизненной формы максимально использовать свой потенциал. Следовательно, именно благодаря осознанию жизненные формы способны отличать познанное от непознанного. Это, в свою очередь, предполагает, что осознание как акт разумности также приводит к разделению противоположностей; именно поэтому его называютвторой причиной разделения, или различения.
Различение, или разделение, нельзя воспринимать буквально, точно так же, как нельзя увидеть свет без тьмы. Естественно, это предполагает, что свет и тьма должны быть заранее разделены — иначе мы бы воспринимали лишь странный оттенок серого. Точно так же нельзя утверждать, что познанное — это бывшее неразделённое непознанное. Такое основополагающее разделение было, безусловно, вызвано актом разумности в момент установления двух полюсовтоналя; однако резонно предположить, что подобное разделение можно воспринимать лишь благодаря осознанию.
Необходимо помнить, что единственный смысл подобного разделения состоит в том, чтобы жизненные формы могли постепенно определить местонахождение непознанного. Определить местонахождение непознанного — значит сделать егопознаваемым. С этой точки зрения очевидно, что именно благодаря осознанию жизнь может узнать о себе то, что до сих пор было не познано. Следовательно, осознание, с одной стороны, выполняет функцию разделения или, точнее говоря, различения; с другой стороны, в результате акта различения оно также объединяет полюсатоналя, постепенно превращая непознанное в познаваемое.