EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Я проснулся, включил свет и бегло набросал несколько строчек на клочке тонкой бумаги. Потом я заснул снова. В шесть часов утра до меня дошло, что ночью я записал нечто важное, но разобрать свои каракули я так и не смог. На следующую ночь, в три часа, эта идея снова посетила меня. Она заключала в себе план эксперимента, способного ответить на вопрос, верна или нет гипотеза химической передачи, выдвинутая мной семнадцать лет назад. Я тут же встал и направился в лабораторию, где провел простой эксперимент с лягушачьим сердцем, по плану, увиденному ночью.
Впоследствии Лоуи получил Нобелевскую премию за доказательство химической природы проводимости нейронов.

ТВОРЧЕСТВО И СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

В предыдущем обсуждении творческого процесса, упомянув о необходимости для озарения соответствующего психологического состояния, мы оставили открытым вопрос, в чем же, собственно, заключается это состояние. Некоторые ученые начали изучение этого вопроса с исследования состояний сознания, соответствующих творчеству в различных отраслях знания.
Элмер и Элис Грин, исследователи биологической обратной связи при Фонде Меннинджера, изучали физиологические аспекты взаимоотношений между творчеством и состояниями сознания. Фиксируя физиологические параметры людей на различных стадиях творческого процесса, они смогли установить наличие сильной корреляции между фазой озарения и, по крайней мере, одним физиологически различимым состоянием сознания.
Вот, что они пишут:
Подход, или ключ, ко всем этим внутренним процессам заключается в достижении особого состояния сознания, в котором разрыв между сознательным и бессознательным процессами намеренно сужается и, если это нужно, устраняется. Когда установлено такое состояние саморегулируемого мечтания, можно задать своему телу любую программу, и она будет выполнена, можно беспристрастно исследовать эмоциональные состояния, запоминая их или отбрасывая, или полностью вытесняя другими, кажущимися более полезными, состояниями, а также найти элегантное решение проблем, неразрешимых при обычном состоянии сознания.
Состояние сознания, которое имеют в виду супруги Грин, есть не осознанное сновидение, а гипнагогическое, или просонное, состояние. Тем не менее, их выводы можно отнести, быть может, даже в большей степени, и к состоянию осознанного сновидения, в котором сознательный и бессознательный ум оказываются лицом к лицу.
Карл Роджерс также обратил внимание на взаимосвязь между творчеством и психологическими состояниями. В книге «Становление личности» он упоминает три психологические особенности, которые, по его мнению, более всего свойственны творчеству. Первая из них — открытость воздействию окружающего мира — противоположна психологической самодостаточности, или жесткой приверженности сложившимся концепциям, мнениям, теориям и гипотезам. Она подразумевает терпимое отношение к неопределенности и способность обрабатывать противоречивую информацию, не склоняясь к необдуманной вере или неверию.
Единственное, что требуется для достижения осознанности во сне, — это умение обрабатывать противоречивую, неопределенную и, зачастую, невероятную информацию, предоставляемую нам в сновидении, причем делать это надо достаточно гибко, чтобы допустить нестандартный вывод об иллюзорности своих впечатлений. Таким образом, если вы легко добиваетесь во сне состояния осознанности, то открытое отношение к окружающему миру не будет для вас проблемой.