EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Исследования изменений поведения при фобиях показывают, что человеку недостаточно понимать, что объект его страха безвреден. Змеефобы очень хорошо знают, что ужи не опасны, но тем не менее боятся взять их в руки. Способ научиться побеждать страх состоит в том, чтобы встретиться с ним лицом к лицу, приблизившись как можно ближе к предмету своего страха. При этом вы на собственном опыте узнаете, что он не может причинить вам вреда. Этот подход мы и предлагаем для преодоления кошмаров. Он продемонстрировал свою эффективность во многих случаях и может быть использован даже детьми.
Ни один из предлагаемых нами способов не требует расшифровки символизма неприятных образов. Во сне большая часть плодотворной работы с ними может быть проделана непосредственно. Анализ образов, проделанный в бодрствующем состоянии или во сне, может помочь вам понять источник вашего беспокойства, но это не означает, что он избавит вас от этого беспокойства. Например, классическая интерпретация змеефобии увязывает ее с замаскированными сексуальными проблемами, проводя аналогию с мужским членом, поскольку большинство змеефобов составляют женщины. Гораздо более правдоподобное объяснение — биологическое, и состоит оно в том, что человек появляется на свет с врожденной боязнью змей, поскольку это имеет для него жизненно важное значение. Тем не менее, сообщение данной информации не излечивает змеефобию. Что действительно помогает, так это привычка иметь дело со змеями. Подобным же образом, непосредственное общение с предметами своего страха во сне учит нас побеждать их.

ПОЛЬЗА ОТ ТРЕВОГИ

Согласно Фрейду, ночные кошмары являются результатом мазохистских устремлений. Этот любопытный вывод основывается на непоколебимой уверенности Фрейда, что каждый сон — это воплощение тех или иных желаний. «Я не понимаю, почему сном нельзя управлять так же, как мыслями в бодрствующем состоянии», — писал Фрейд с иронией, и продолжал — «лично я был бы не против…Существует только одно пустяковое препятствие на пути этой новой, более удобной, концепции сновидений: она не отражает действительности». Если для Фрейда каждый сон был ничем иным как исполнением желания, значит, то же самое должно было быть справедливо и в отношении кошмаров: их жертвы в глубине души должны хотеть, чтобы их унижали, мучили и преследовали.
Я не считаю, что каждый сон — это обязательно воплощение желания; я также расцениваю кошмары не как результат мазохистских устремлений, но скорее как результат неправильной адаптивной реакции. Беспокойство, испытываемое при кошмарах, можно рассматривать как неспособность человека адекватно реагировать на ситуацию во сне.
Оно возникает, когда мы сталкиваемся с провоцирующей страх ситуацией, в которой не работают наши привычные шаблоны поведения. Людям, видящим беспокойные сны, необходим новый подход, позволяющий совладать с такими ситуациями. Сделать это бывает нелегко, если сновидения являются результатом неразрешенных конфликтов, которых человек избегает во время бодрствования. В некоторых случаях бывает трудно избавить его от кошмаров, не вылечив психику, являющуюся их причиной. Но, такой подход, я думаю, требуется, в основном, к людям, не способным адаптироваться4. Для относительно нормальных людей, чьи кошмары не являются результатом серьезных личностных проблем, осознанное сновидение может оказаться чрезвычайно полезным. Тем не менее, если вы хотите извлечь пользу из нашего метода преодоления ночных кошмаров, вы должны быть готовы взять на себя ответственность за свои ощущения вообще и сновидения в частности.