Кошмары — это ужасные сновидения, в которых с жуткой подробностью воплощаются наши худшие опасения. Причем самым вероятным кандидатом в ваши ночные кошмары будет то, чего вы больше всего боитесь. От ночных страхов люди страдали во все времена и во всех культурах. Природа их понималась по-разному, в зависимости от господствующих взглядов на природу сновидений. В некоторых культурах они считались переживаниями души, странствующей в иных мирах, пока тело спит; в других — происками демонов. Так, слово nightmare (кошмар) происходит от англо-саксонского mare, что значит «инкуб» или «гоблин» (инкубом называется демон, который по ночам овладевает женщинами; его женская разновидность называется суккубом).
В современной западной культуре большинство людей склонны считать кошмары «всего лишь снами», подразумевая, что они только плод воображения и не имеют никаких последствий. Поэтому когда директор компании просыпается с колотящимся сердцем, потому что во сне в джунглях за ним гнались зомби, он с облегчением произносит: «Слава Богу, это был только сон!», выпивает стакан воды и снова ложится спать. Однако когда всего пару минут назад зловонные трупы, с глазницами как ворота в преисподнюю, дышали ему в затылок, у директора не было сомнений в их реальности. Зомби, может быть, и были воображаемыми, но ужас был настоящим. Таким образом, просто отмахиваться от вполне реального ужаса кошмарных снов, называя его иллюзией, — это ошибка, которая не оставляет вам другого выбора, кроме как снова и снова подвергать себя, возможно, самым отвратительным в своей жизни переживаниям.
Что же придает кошмарам их специфический колорит? Как известно, во сне возможно все. Эта неограниченная свобода прекрасна, когда дает нам возможность пережить фантастические ощущения и радость, недоступные во время бодрствования. Однако, существует оборотная сторона медали, и все, чего вы не хотите, также может случиться, как бы оно не было нежелательно в бодрствующем состоянии.
В кошмарах мы одиноки. Мы сами создаем эти миры ужасов, населенные нашими страхами. Нам могут присниться наши друзья, но усомнившись в них, мы с легкостью превращаем их в бесов (англ. friend — fiend). Если мы убегаем от вооруженного топором маньяка, он сможет найти нас, где бы мы ни спрятались. Если мы ударим ножом демона, он может даже не обратить на это внимания, или нож может превратиться в резиновый. Нас подводят наши мысли. Подумав только: «Хоть бы у него не было ружья», — мы тут же видим, как оно у него появляется. Не мудрено, что мы с таким облегчением возвращаемся в относительно спокойный и безопасный мир бодрствования.
Люди, которым удается во время кошмара осознать, что это сон, как правило, предпочитают проснуться. Однако в состоянии полной осознанности вы должны понять, что сон не может нанести вам реального вреда, поэтому не стоит «убегать» из него с помощью пробуждения. Нужно помнить, что вы в безопасности, поскольку находитесь в своей постели, и будет лучше, если вы, оставаясь во сне, преодолеете свой страх.
ПРИЧИНЫ КОШМАРОВ И СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НИМИ
Исследования показывают, что от трети до половины всего взрослого населения время от времени видят кошмарные сны. Опрос учащихся колледжа выявил, что почти у трех четвертей из 300 опрошенных они бывают, по крайней мере, раз в месяц. В другом исследовании 5 % первокурсников колледжа сообщили, что видят кошмары не реже раза в неделю. Если такое же соотношение справедливо для всего населения, то можно подсчитать, что более десяти миллионов американцев еженедельно беспокоят совершенно реальные ужасные ощущения!