Дженет — восемнадцать, она работает ассистентом отдела. Со временем планирует поступить в колледж, но на данный момент у нее нет ни малейшего представления о том, чем бы хотела заниматься в будущем. Всю свою жизнь она испытывала страх перед встречей с незнакомыми людьми. Она ощущает стеснение в груди, затрудняющее дыхание, краснеет и смущается. Ей также трудно смотреть людям в глаза. Всю жизнь девушке было трудно общаться с новыми людьми, а в последние несколько лет проблема усугубилась. Пройденный ею курс психотерапии для обретения уверенности в себе лишь временно помог ей. Ко мне она пришла по настоянию матери. Я ожидал, что Дженет не появиться в назначенное время — ведь я был для нее еще одним незнакомцем. Но она пришла, с нервной улыбкой на лице, даже на несколько минут раньше.
Ей не трудно было вызвать знакомые ощущения в своем теле. Она почувствовала стеснение в груди и покраснела. Своим чувствам придала черный цвет и миндалевидную форму. Легко вызвала у себя в воображении зрительные образы и без проблем уменьшала и увеличивала выбранную форму.
Когда я попросил ее вернуться к той исходной ситуации, когда она пережила подобные чувства, Дженет возвратилась в прошлую жизнь, проходившую в примитивных условиях. Была ребенком в семье, жившей на краю пустыни и постоянно боровшейся за выживание. Днем температура поднималась очень высоко, а ночью падала до нуля. Чтобы согреться, члены семьи прижимались друг к другу.
Однажды ее отец сказал, что видит большую группу людей, пересекающих пустыню и направляющихся к ним. Дженет, которой в то время было около шести лет, подошла к отцу, стоявшему у входа в лачугу, и стала наблюдать за приближающейся группой незнакомцев. Их было человек двадцать, и все они сидели на верблюдах. Главарь группы попросил у отца Дженет еды и воды. Ее отец, будучи гостеприимным человеком, поделился водой, но объяснил им, что еды для них нет.
Лидер группы пришел в неистовство. Он указал на трех костлявых козлов, принадлежащих семье, и потребовал заколоть одного для его людей. Отец девушки отказался выполнить это требование. Тогда главарь сошел с верблюда и вонзил нож отцу прямо в сердце. Люди забрали всех трех козлов и уехали. Дженет стояла на коленях перед мертвым отцом, а из лачуги вышла мать, которая вскоре должна была родить, и еще трое детей.
Никто из них не плакал. Инстинктивно Дженет поняла, что все они вскоре умрут, поскольку за эти несколько минут потеряли не только кормильца семьи, но и все свои запасы. Дети были слишком малы, чтобы похоронить отца. Они оттащили его в пустыню и оставили там. Затем вернулись домой и стали ждать смерти. И она вскоре пришла…
Дженет рассказывала эту историю монотонным, прерывающимся голосом. Подойдя к тому моменту, когда они не могли похоронить отца, разразилась слезами и плакала несколько минут.
Когда я спросил, не объясняет ли эта история ее страх перед незнакомцами, она закивала головой.
— Ты можешь теперь расстаться с ними? — спросил я. — Понимаешь, что в большинстве своем люди — хорошие?
Она кивнула опять и сказала: «Страх ушел. Я его опустила».
Когда Дженет вернулась в настоящее, то совершенно изменилась. В ней было больше жизни и энергии, и она смотрела мне прямо в глаза.
Несколько дней спустя позвонила ее мать и поблагодарила за то, что я полностью изменил жизнь ее дочери.
— Дженет как будто начинает жить заново, — сказала она. — Все время разговаривает и смеется. Вчера вечером ей даже позвонил какой-то парень. Такого раньше никогда не было.
15. В СОПРОВОЖДЕНИИ ДУХОВНОГО ПРОВОДНИКА
Душа человека подобна воде;
С Небес приходит она,
К Небесам восходит
И затем возвращается снова к земле…
Иоганн Вольфганг фон Гете (1749–1832)