На самом деле мы никогда не думаем о том, чем мы являемся, и что бы мы ни думали, это просто обман. Однажды я жил с профессо¬ром в университетском лагере. Как-то раз он пришел ко мне очень взволнованный, поэтому я спросил: «В чем дело?» Он сказал: «Меня лихорадит».
Я что-то читал, поэтому я сказал ему: «Идите спать. Возьмите это одеяло и отдохни-те».
Он отправился в постель, но через несколько минут он сказал: «Нет, меня не лихо-радит. Я, на самом деле, взбешен. Один человек обидел меня, и я в ярости против не-го».
И я сказал: «Почему же вы говорили, что вас лихорадит?» Он сказал: «Я не мог признать тот факт, что я гневаюсь, но на самом деле я в гневе. Это не жар». Он отбросил одеяло.
Тогда я сказал: «О’кей, если вы сердитесь, возьмите эту подушку. Бейте ее, обратите свою ярость против нее. Пусть ваша ярость высво¬бодится. А если подушки будет недос-таточно, то я к вашим услугам. Вы можете бить меня, но пусть этот гнев будет отбро-шен».
Он засмеялся, но смех его был фальшивым - просто маска на лице. Смех пришел на его лицо и сразу исчез, он не проникал внутрь.
Он не шел изнутри; это была просто нарисованная улыбка. Но смех, даже фальшивый смех, создает разрыв. Он сказал: «На самом деле, нет… я, на самом деле, не сержусь. Кто-то что-то сказал перед другими и я почувствовал большое замешательство. Дело только в этом».
И я сказал ему: «Вы изменили свое утверждение о своих собст¬венных ощущениях три раза в течение получаса. Вы сказали, что вас лихорадит, затем вы сказали, что вы серди-тесь, а теперь вы говорите, что вы не сердитесь, а только в замешательстве. Какое же ощущение является реальным?»
Он сказал: «На самом деле я в замешательстве».
Я сказал: «Какое ощущение является реальным? Когда вы гово¬рили, что вас лихора-дит, вы были уверены в этом. Когда вы говорили, что вы сердитесь, вы также были увере-ны в этом. И вы также уверены в последнем. Вы одна личность, или вас много? Как дол-го будет продолжаться эта последняя уверенность?»
Тогда человек сказал: «Я, на самом деле, не знаю, что я чувствую. Я не знаю, что это. Я просто выведен из себя. Называется это гневом, смущением или чем-то еще - я не знаю. И сейчас неподходящий момент, чтобы обсуждать это». И он добавил: «Оставьте меня одного. Вы превратили мою ситуацию в философское понятие. Вы обсужда¬ете, что явля-ется реальным, подлинным, а я чувствую себя очень расстроенным».
Это происходит не только с кем-то другим - с X, У или Z, - это происходит с вами. Вы никогда не уверены, потому что уверенность проистекает от нахождения в центре. Вы не уверены даже в самом себе. Невозможно быть уверенным относительно других, если вы никогда не уверены в самом себе. Имеется только неопределенность, аморфность; ничто не является определенным.