Вы будете удивлены, узнав о том, что Будда разговаривал на местном диалекте, Махавира разговаривал на местном диалекте, Горакх разговаривал на местном диалекте, Кабир, Нанак, Даду—все они говорили на своих языках.Никто из них не пользовался санскритом.Почему? Причина ясна.Санскрит стал языком только для пандитов.Он больше не имеет никакой связи с жизнями людей.Пандиты пользуются санскритом просто из хитрости.Но в чём заключается эта хитрость? Они пользуются тем языком, который не понятен людям.Когда вы пользуетесь языком, непонятным для человека, люди никогда не узнают о том, знаете вы в действительности, или нет.Вы будете бормотать всякую чушь, вы будете продолжать болтать бесполезную чепуху, а люди будут слушать вас с большой верой.Они не будут понимать.И когда люди не понимают, они начинают думать: «Наверняка он говорит что-то умное, глубокое, и поэтому мы не понимаем!»
Истина проста и прямолинейна.Она прямая, совершенно прямая, и она мгновенно понимается.Для того чтобы понять истину, не нужно использовать трудную технологию.Но истина очень тонка.Вы видели:когда врач пишет рецепт, он выписывает его на латинском или греческом.И есть определённая причина, по которой он выписывает её на латинском или греческом.Это чтобы вы не поняли.Вы видели рецепт врача, написанный от руки? Его каракули такие непонятные, и если ему придётся читать их снова, он сам не поймёт, что там написано.
Мулла Насреддин был единственным грамотным человеком в деревне.Один деревенский житель пришёл к нему в деревню и попросил написать письмо.Мулла категорически отказался это сделать.Он сказал: «Сегодня я не могу написать его.По крайней мере, восемь дней я не смогу написать его, мои ноги так сильно болят, так сильно ноют суставы!»
Этот человек ответил: «Мулла, не говори чепуху.Какое отношение к письму имеют твои ноги? Письмо должно быть написано руками».
Мулла сказала: «Если ты не понимаешь, не говори.Я напишу его руками, но кто будет читать его? Только я могу читать свои письма, иногда даже мне это не удаётся.Однажды я написал письмо, и ко мне пришёл человек с этим письмом, и я не смог вспомнить...»
Какое же это странное занятие:сначала написать письмо, потом идти в другую деревню, чтобы его прочитать, потому что никто другой не может его прочитать.Один человек попросил его написать письмо.И после того как он написал всё письмо, письмо возлюбленной, после того как он написал длинное письмо, этот человек попросил его: «Насреддин, теперь прочти мне, чтобы моё сердце удовлетворилось тем, что я сказал то, что хотел сказать».
Насреддин сказал: «Это трудный вопрос».
Он сказал: «Почему? В чём будет вред, если мы прочтём его снова?»
Насреддин ответил: «Во-первых, он адресовано не мне, так как же я могу его прочитать?»
Деревенский житель сказал: «Это правильно;кажется, ты говоришь правильно.Да, ты прав, оно адресовано не тебе.Так как же ты можешь читать его?»
Мулла сказал: «Ты понимаешь? Во-первых, письмо адресовано не мне.И почему меня это должно волновать? Это трудности того, к кому оно обращено.Пусть она сама разбирается.Если она может прочитать его, пусть читает, если же она не может прочитать его, это её трудности, пусть не читает».
Врачи пишут рецепты на латинском языке или греческом, и их каракули так же трудно разобрать.