Просветленные всегда сталкивались с трудностями в том, чтобы говорить о том, что они осознали, потому что все, что они говорят, они вынуждены выражать тем же самым мирским языком. Внешний мир кажется таким бесцветным, таким бледным, что использование языка становится не уместным. Все внешнее кажется затхлым. А внутри присутствует такая свежесть, вибрации потоков жизни. И в такой ситуации использовать обычные слова, это значит быть несправедливым к внутреннем опыту.
Вот почему многие просветленные хранили молчание. Если бы они говорили, они бы создали собственные символы, они бы придумали собственный язык. Ученые называют язык Кабира — Даду, язык Нанака — садхукади, языком мистиков, потому что все они придумали собственные языки. Они начали придумывать собственные слова. Кабир писапулатбазиас, парадоксы, которые полны таких очевидных противоречий в себе, что вы не можете найти в них никакого значения. Например, Кабир сказал: «Рыба залезла на дерево». Но как рыба может залезть на дерево? Или: «Река горит!» Но как река может гореть? Но Кабир не может поступить по-другому. Если бы он пользовался тем языком, которым пользуетесь вы, как бы он смог выразить то безграничное, чем он был наполнен. Его нельзя было уместить ни в каком языке. Поэтому он вынужден был использовать язык, который может шокировать вас, или удивить, тогда вы можете начать любопытствовать, пытаясь понять то, что он говорит. Вы можете начать спрашивать: «Что это значит, что река горит. Или рыба лезет на дерево?» Вы будете чувствовать себя озадаченными. Но такой язык — своего рода шоковое лечение. Это толчок, который может разрушить все ваши старые концепции. Ваш старый язык будет нарушен, но лишь таким образом можно указать на что-то.
Познав природу души отличную от чувств, разумные выходят за пределы печали.
Нет способа быть несчастным, вы наполнены блаженством.
Ум выше чувств, разум выше ума, душа выше, чем разум, не проявленная энергия выше, чем душа.
Но божественное, а оно всепроницающее, бесформенное, выше, чем не проявленная энергия. Тот, кто постигает эту истину, живя в теле, получает освобождение, он становится браманом, божественным.
Божественное бессмертно. Это место пребывания блаженства.
Когда вы возвращаетесь к внешнему миру чувств, вы встречаете точки остановки. Те же самые точки остановки будут, когда вы будете обращаться от внешнего к внутреннему. Когда сознание спускается до уровня материи, остановок много. Спуск происходит ступень за ступенью. И когда происходит новый подъем, вы оказываетесь снова на той же ступени. Философия санкхьи описала эти точки остановки очень ясно. Это первая ступень, потом рассказывается, как оно делится на три, потом падает все ниже и ниже, и как во многих местах сознание принимает новые формы, перед тем, как спускается до уровня тела.
Представьте себе, что вы греете воду, или начинаете нагревать лед. Когда вы греете лед, он начинает плавиться и превращается в воду. И при определенной температуре лед превращается в воду. Потом когда вы будете продолжать греть воду, при определенной температуре, вода начинает кипеть, и когда она достигает температуры в сто градусов, она превращается в пар. Если вы хотите снова превратить воду в лед, вам нужно повернуть процесс вспять. Вам придется охладить пар, убрать тепло, и тогда пар превратится в воду. Но если вы сделаете воду холоднее, при определенной температуре она превратится в лед. Вам придется пройти через те же точки в обратном порядке.