EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Если индуист жениться во второй раз в то время, пока еще жива его первая жена, его сознание будет говорить ему, что он не прав. Но мусульмане могут запросто жениться на четырех женщинах, и их не будет при этом мучить совесть ни капли. Потому что Коран позволяет мужчине иметь четыре жены. Магомет сам женился на девяти женщинах, и он не чувствовал при этом вины. Вы должны помнить историю о Кришне, Магомет ничто в сравнении с ним. Но вы никогда не осуждали Кришну, а он был женат на шестнадцать тысячах жен. Для вас это может выглядеть просто как сказка, шестнадцать тысяч жен? Даже всего лишь одна женщина может создать столько беспокойств! Кришна, должно быть, был действительно очень храбрым человеком. Но в его обществе не было отвержения, потому что короли всегда женились на множестве женщин.
В этом столетии у Низама Хайдерабадского было пятьсот жен. И в тот день, в который Индия стала независимой, у него появилось пятьсот жен. Если в двадцатом веке у кого-то может быть пятьсот жен, шестнадцать тысяч — это всего лишь в тридцать два раза больше. Это не такая уж большая разница. И поэтому не следует говорить, что это только история, так может быть на самом деле. С этим тогда не было трудностей, потому что общество того времени верило в то, что у короля должно быть много жен. Величие короля определялось тем, сколько у него жен. Это был признак богатства. Бедный человек не может обеспечить даже одну жену. Иметь жену, для этого нужны деньги. Не каждый может позволить себе жену. Поэтому чем более велик был король, тем больше у него было жен. Это была общепринятая норма. Вот почему в те дни у императоров не было трудностей с тем, чтобы иметь множество жен. Никто не возражал против этого. И даже совесть императора не говорила ему: «Что ты делаешь?» или: «Это неправильно». Все зависит от того, чему научило вас общество.
В те дни нормально относились к азартным играм. Юдхиштхира часто играл в азартные игры, но мы никогда не лишаем его положениядхармараджи, короля религии. Сегодня даже если обычный человек будет играть в азартные игры, «и не будет счастлив из-за этого. Но совесть Юдхиштхиры не беспокоила его. Причем он играл не по маленькому. Он проиграл все, что у него было. В конце концов, он проиграл даже собственную жену. Сегодня, разве вы можете поставить на кон собственную жену? Нет, ваша совесть не позволит вам сделать этого. Но совесть Юдхиштхиры не осуждала его, и ни один из мыслителей, которые появились после Юдхиштхиры никогда не поднимал вопроса об этом. Никто никогда не сомневался в том, что он был дхармараджей. Потому что игра была в то время тем, что позволялось обществом. Чем более велик был игрок, тем больше были ставки. Юдхиштхира был великим игроком, поэтому у него было достаточно мужества даже на то, чтобы поставить на кон собственную жену. Это не считалось аморальным, с этим не было трудностей.
У Драупади было пять мужей. Но мы относимся к ней как к одной из пятимахаканъя, великих девственниц. Те люди, которые считали ее одной из пяти махаканъя, должно быть, жили согласно совершенно другому моральному кодексу. Как вы будете относиться сегодня к женщине, у которой есть пять мужей? Что вы будете думать о ней? Определенно вы не будете думать, что она одна из пяти величайших девственниц, вы не будете помнить о ней и поклоняться ей утром. Но те люди, которые относились к ней так, делали это лишь потому, что тогда относились нормально к полигамии. Тогда было нормально иметь нескольких жен или несколько мужей. Это не создавало чувства вины.
Совесть зависит от общества. Эта совесть не истинная, не истинная, она навязана обществом. Она навязана извне. Истина не имеет никакого отношения к очищению сознания. Совесть, о которой говорят Упанишады — это внутреннее чувство, внутренний голос.