Кто-то, кто стал видехой, кто возвысился над телом, тот достиг состояния, которое Яма зовет питрилокой. А видеха не означает, что вы оставили свое тело. Это означает, что вы больше не отождествляете себя с телом. Вот почему мы назвали царя Джанаку видехой. Пока он все еще был в своем теле, он не отождествлял себя с телом. Это не делает никакого отличия, не важно, живое тело, или нет. Привязанность к телу была оставлена позади. Поэтому это состояние видехи, проблеск божественного подобно сну. Это подобно снам, которые вы видите с закрытыми глазами. Но оно в точности как сон. Эти видения исчезнут, как только вы откроете глаза.
И истинная природа брахмана и души видна ясно на брахмалоке, в высшей реальности, подобно тому, как вы можете увидеть ясно свет и тени.
Поэтому состоянии видехи, проблеск божественного подобен сну. Оно воспринимается как сон, и как только вы открываете глаза, божественное исчезает. Как только вы видите внешний мир снова, божественое снова становится не ясным, туманным. Другое состояние — это состояние ума, в котором ум полон возбуждения от счастья. Это состояние легкого намека. Это небольшой проблеск божественного, подобный эху, отдаленному звуку, подобен отражению на воде. Вода движется в каждое мгновение, поэтому отражение в воде никогда не может быть четким.
Третье состояние — это брахмалока. Это то состояние, в котором вы совершенно свободны, в котором внутреннее чувство совершенно чисто. Вы стали подобными божественному. В вас нет нечистоты, все очень чисто. Вы видите все не как во сне, но также ясно, как и в пробужденном состоянии. Именно так вы все видите, когда не спите. Эта обитель, брахмалока, — это высшая чистота внутреннего чувства.
Попытайтесь понять термин антакаран, внутреннее чувство. Это слово, совесть часто понимают неправильно. Это английское слово, совесть, но на санскрите слово антакаран, это внутренний голос. Например, вы хотите красть, но внутренний голос говорит вам: «Кража — это грех, не делай этого». Вам кажется, что это совесть, но это не совесть. Это ложная совесть. Это не ваша совесть, это дано вам обществом. Есть племена, которые не считают воровство грехом.
Есть такие племена в Раджастане, где веками считалось, что в воровстве нет ничего плохого. В древние времена, молодым людям этого племени не разрешалось жениться до тех пор, пока они не совершат две, три успешных кражи. И когда молодой человек собирался жениться, ему задавали вопрос: «Сколько краж ты совершил?» Это было доказательством его искусства.
Воровство — это искусство, не каждый может его совершить. Нужен какой-то разум. Неразумный человек не может совершить воровства. А разум должен быть очень острым. Мужество также необходимо. Трус не может этого сделать. Запуганный человек просто не способен на это, он будет дрожать даже тогда, когда несет свои собственные деньги. У вас должно быть очень крепкое сердце для того, чтобы верить в то, что чужие деньги — это ваши деньги. Трудно брести во тьме даже в собственном доме, а брести в чужом доме, для этого тонкое зрение и не колеблющееся сердце. Ваше сердце не должно дрожать, нужна особая концентрация. У вора есть огромная концентрация, его ум одаонаправлен. Если ум вора продолжает скитаться, он попадет в трудное положение. У него должна быть только одна цель, и вся его энергия должна течь в этом направлении.
Теперь все общества считают воровство неправильным. И в обществе, которое не считает воровство неправильным, сознание человека не остановит его от воровства.