Психологи утверждают: музыка действует на человека столь чарующе потому, что, еще не родившись, он слышал, как бьется сердце его матери. Без этого… если ребенок рож¬дается из пробирки — впрочем, похоже, скоро все будут рож¬даться из пробирки — такой ребенок, скорее всего, не будет испытывать никакого влечения к музыке, он будет начисто лишен всякого чувства музыкального ритма. Он будет холод¬ным — холодным как лед, — ведь он не знал тепла, он не был в животе у матери. Он как бы и не будет человеком — ведь ребенок постоянно меняется в зависимости от настроения матери. И этоне односторонняя связь. Мать тоже меняется в зависимости от настроения ребенка — происходит постоян¬ный взаимообмен. Все эти девять месяцев беременности, са¬мопожертвование, родовые муки необходимы женщине, иначе она что-то упустит.
То же самое можно сказать об истине — ты должен стать ей матерью, ты не можешь удочерить ее.
Медитация означает отказ от всего удочеренного и усы¬новленного. Она дает тебе свободу и возможность познать то, что внутри тебя.
Месяц десятый, день тринадцатый
Люди блуждают впотьмах, потому что не знают, к кому обратиться за помощью. В прошлом люди ходили к священ¬нику, сейчас они ходят к психоаналитику. Но ни священник, ни психоаналитик не знают ровным счетом ничего. Священ¬ник сам вечно путается, так же как и психоаналитик.
Я пытаюсь помочь тебе услышать твой собственный го¬лос, чтобы тебе больше не требовался ничей иной совет. Я сам не даю никаких советов и не пытаюсь решать какие-то твои частные проблемы. Я сторонник радикальных мер; я пытаюсь помочь тебе выключить внутренний шум, чтобы ты смог услышать самого себя. После этого ты не сможешь оши¬баться. Ты будешь жить, озаренный собственным внутрен¬ним светом.
Месяц десятый, день четырнадцатый
Коллективное сознание стало беспокойным, потому что мы стали честолюбивыми. О каком спокойствии может идти речь, когда существует честолюбие? Честолюбие предполага¬ет бег — быстрый бег наперегонки, — ведь есть и другие бе¬гуны. Ты не один, состязайся! В состязании все средства хо¬роши, важно прибежать первым. Так нас учат с самого детс¬тва — нет ничего важнее успеха.
Если ты успешен, то, что бы ты ни сделал, все будет оп¬равдано. Если же ты неудачник, даже хорошее в тебе будет выглядеть плохим.
Итак, мы вступаем в политическую борьбу ради денег, власти, престижа, имени, славы. Безусловно, от всего этого начинает лихорадить, ты не можешь расслабиться, отдохнуть. Всякий отдых воспринимается как потеря времени. Тебя учат действовать, действовать, заниматься всякими глупостями, делать все что угодно, лишь бы действовать, лишь бы оста¬ваться деятельным человеком. На бездействии позорное клеймо, пустой ум — это козни дьявола…
Мое учение противоположно всей этой чуши, навязанной человечеству, оно противоположно всему, что отравляет че¬ловеческое сознание. Я говорю: ни что не может быть лучше, чем ничто. Как бы ни хороша была та или иная вещь, она не лучше, чем ничто. И я говорю: твоя пустота — вовсе не козни дьявола, твоя пустота — храм Божий.
Месяц десятый, день пятнадцатый
Неполноценный человек создает видимость собственного превосходства, от этого раздувается его эго. Когда бы ты ни встретил эгоиста, знай: в нем, глубоко внутри, скрывается комплекс неполноценности. Эгоист глубоко страдает, зная, что он неполноценен, но никому не может в этом признаться. Он вынужден скрывать это не только от других, но и от само¬го себя. Он подавляет ощущение собственной неполноцен¬ности, загоняет его в подсознание, пытается не осознавать его.
Блаженствующему человеку нечего подавлять и скрывать. Наоборот, он выражает себя, он творит. И поскольку ему не¬чего подавлять и скрывать, его личность не раздвоена. Раз¬двоение личности — тяжелое осложнение.