Жизнь — дар. Лишь немногие это осознают, ибо Бог дарит жизнь без всякой рекламы. Жизнь дается так тихо, мы и не подозреваем, что нам сделан бесценный подарок. Бог не ожидает благодарности. Он обходится без всякой показухи. Он даже не шепчет на ухо: «Я вручил тебе самый ценный подарок в мире: жизнь, сознание, любовь». Он знает, как делать подарки. Ему известно искусство дарить: получая дар, мы даже не догадываемся об этом — иначе, возможно, мы чувствовали бы себя униженными.
И потому Бог делает подарки анонимно, так, чтобы ты об этом не знал. Но если ты осознал Его дар, ты можешь полу¬чить больше. Если же ты испытываешь благодарность, ты становишься достойным получить больше.
Человек, который благодарит Бога за все, что бы ни слу¬чилось, получает все больше и больше, ибо благодарное серд¬це становится все более и более открытым, все более и более восприимчивым. Напоминай себе: все, что ни есть, есть дар. Все, что ни происходит с тобой, — радости и огорчения, взле¬ты и падения, экстаз и агония — все великий дар. Что бы ни было — все прекрасно, ведь все помогает твоему росту, твое¬му расцвету.
Месяц пятый, день четырнадцатый
У Бога нет ни формы, ни имени, ни определения. Бог неопределяем, неописуем и невыразим. Поэтому, что бы ни говорилось о Боге, — все ложь. Как только что-то произнесе¬но, оно становится ложью.
Ты знаешь правду о Боге, пока остаешься безмолвным. Промолви лишь слово, и все пропало. О Боге не может быть сказано ничего, Бог может быть познан только опытным пу¬тем. Здесь не может быть умозрительных доказательств, не может быть логической определенности, это экзистенци-ально.
Санньяса — это новый взгляд на вещи. Благодаря такому взгляду, тебе является Бог. И хотя у Бога нет формы, Он начинает выражать себя во всех возможных формах; ты начи¬наешь чувствовать Его во всем.
В определенном смысле, даже одна волна есть океан. В определенном смысле, каждая из волн есть океан. В опре¬деленном смысле, ни одна вещь не есть Бог. В определенном смысле, каждая вещь Божественна.
Ум не способен это понять. Ум способен лишь восприни¬мать форму вещей. Чтобы постичь бесформенное, ты должен уходить за пределы ума, ты должен отказываться от ума по крайней мере на несколько секунд в день — так, чтобы погру¬зиться в Бога. И эти несколько мгновений — истинные мгно¬вения. Лишь в эти мгновения ты живешь по-настоящему. Все остальные мгновения не сохраняются, канут в небытии. Со¬храняются лишь те мгновения, когда ты жил с Богом, в при¬сутствии Бога.
Месяц пятый, день пятнадцатый
Путь к себе требует большого терпения. Но мы все стали такими нетерпеливыми. В этом веке человек утратил способ¬ность жить не торопясь. Он всегда спешит, он требует, чтобы все было немедленно. Он считает, что все на свете подобно приготовлению растворимого кофе. И все же есть нечто тре¬бующее огромного терпения. Нет, дело не в том, что это не может произойти мгновенно, просто нужно большое терпе¬ние, чтобы это произошло мгновенно. Но если ты спешишь, это произойдет нескоро, если вообще когда-нибудь произой¬дет. Нетерпеливый может никогда это не получить, терпели-вый может получить это тут же.
Нужно понять еще в начале пути: все зависит от тебя. Если ты нетерпелив, путешествие становится очень длинным; если ты терпелив, путешествие будет коротким. Если же ты терпе¬лив по-настоящему, если ты готов сказать: «Я готов ждать вечность», нужда в путешествии отпадает сама собой. Сиди спокойно, ничего не делай — весна придет и трава появится. Это должно случиться именно так!