Все религии эксплуатируют человеческую трусость — они пугают тебя. Когда ты испуган, когда ты дрожишь от страха, тебя легко эксплуатировать, тобой легко манипулировать. Священники говорят тебе: «Не бойся. Мы защитим тебя, мы будем молиться за тебя. Ты должен делать то, что мы от тебя хотим, и тогда мы проследим, чтобы твоя душа попала в рай. Но если ты не послушаешься нас, твоя душа обязательно от¬правится в ад».
Священники описывают ад так, что он способен испугать кого угодно. А небо они описывают так, что в каждом чело¬веке рождается желание туда попасть. Картины ада порожда¬ют страх, картины рая порождают желание, и между этими двумя полюсами человечество пребывает в духовном рабстве.
Истинная религия не может иметь ничего общего с рабст¬вом; истинная религия — это бунт. Поэтому я утверждаю, что отвага — важнейшее качество религиозного человека. Миру нужны отважные люди, способные уничтожить ложные идеи, пустившие корни в человеческом сознании. При помо¬щи этих идей человечество эксплуатировали слишком долго. Пора избавиться от них, избавиться навсегда.
Месяц двенадцатый, день шестнадцатый
Жизнь — дар Божий. Мы забыли об этом, никто не испы¬тывает благодарности за то, что он живет. Люди постоянно жалуются. Они — неблагодарны. Жизнь — это дар, такой не¬повторимый дар, но люди глупы и не могут его оценить. Лю¬ди относятся к этому дару как к чему-то само собой разуме¬ющемуся, словно он получен ими по праву. Но разве у нас есть право требовать себе жизнь? Мы не заслужили этого, мы не стоим этого.
Жизнь дается нам не потому, что мы ее заслужили, а по¬тому, что Бог не может устоять перед соблазном дать ее нам. Он делится с нами жизнью, Его переполняет жизненная энергия. Он не знает, что с ней делать, и потому раздает ее столь щедро. Заслужившие и не заслужившие, хорошие и плохие, святые и грешники — для Бога нет разницы, он щед¬ро дарит то, чем обладает. Такова его неизменная природа; Он дает, ибо обладает столь многим, что не отданное стало бы для Него непосильной ношей. Он подобен туче, полной дож¬девой воды, — туча должна пролиться дождем. Туча прольет¬ся дождем на камни, она прольется дождем на скалы — ей необходимо пролиться дождем. Осознавать это — значит быть религиозным человеком.
Это создает сдвиг в твоем сознании. Ты больше не жалу¬ешься, ты испытываешь лишь благодарность. Благодарность становится твоей молитвой.
Месяц двенадцатый, день семнадцатый
Медитация, направленная на внешнее, насильственна. Это вообще не медитация, это своего рода концентрация. Одна из ошибок многих людей: они думают, что концентра¬ция и есть медитация. Однако медитация — полная противо¬положность концентрации. Концентрация — напряженное состояние ума; медитация — расслабление ума. Медитация является чудом — когда ум расслаблен, он исчезает. Ум мо¬жет существовать лишь благодаря напряженности, заботам, печали. Напряжение — пища ума. Поэтому концентрация не может вывести тебя за пределы ума, не может стать меди-тацией.
Ты можешь оставаться спокойным и без медитации, но тогда происходит что-то не то. Твое спокойствие существует лишь на поверхности, в глубине же происходит брожение. Ты сидишь на вулкане и сохраняешь спокойствие. Но вулкан не погас — каждую минуту может случиться извержение. Для извержения достаточно любого повода. Никогда не насилуй свой ум, никогда не придавай мыслям одно направление, никогда не фиксируйся на одной вещи.