EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Об этом и идет речь, когда Нанак говорит, что Он преисполняется радости и танцует в экстазе при возвращении любого бродяги. Таков союз любви и свободы. Делайте, что угодно; вам не навлечь на себя его немилость. Его любовь к вам куда глубже, чем все, на что вы способны. Однако привязанность Его не похожа на вашу: Он не сажает вас на цепь. Господь — это не тюрьма; Господь — это любовь и свобода. Это трудно объяснить, поскольку данные понятия кажутся противоположными. Когда вы любите человека, вы лишаете его свободы, а даруя свободу, вы прощаетесь с любовью.

Там, где сосуществуют привязанность и непривязанность, страсть и бесстрастие, где объединяются противоположности, имеет место великий синтез.

И не опишешь Его, Нанак так утверждает.

Глава 10. Терпение — золотых дел мастер

Самоограничение — это горн, терпение — золотых дел мастер,

Рассудок — наковальня; знание — молот,

Страх — мехи, строгость — пламя.

Переживание — это тигель, в который стекает нектар.

Монеты Слова чеканятся на монетном дворе истины.

Только те могут преуспеть, кому благоволит Господь.

Нанак говорит: один Его сочувствующий взгляд возвышает искателя.

Эпилог

Ветер — наставник; вода — отец; земля — великая мать,

Ночь и день — повивальная бабка и слуга, и вся вселенная играет с ними.

Добрые и злые дела сосчитывает в Его чертоге Дхарма,

И наши собственные поступки определяют, близки мы к Нему или далек и от Него.

Те, кто медитируют на Его имя и трудятся с полной отдачей, тем воздастся.

Лица их лучатся успехом,

И многие освобождаются через общение с ними.

Ограничивать себя — значит, придавать направление и цель собственной жизни, видеть ее как целое. Человек, не ограничивающий себя, пытается двигаться во всех направлениях сразу, не зная, ни куда он хочет попасть, ни чего достигнуть; его жизнь бесцельна. Он похож на слепца, стреляющего из лука. Жизнь, в которой присутствует самоограничение, — это жизнь человека, хорошо осознающего свою цель; он точно знает, куда пустит стрелу. Тот, кто стреляет как попало, скорее всего, промажет. Никакой силы, никакого могущества невозможно достичь без самоограничения.

Итак, первое качество, самоограничение, подразумевает наличие цели, направления. Как только у вас появляется цель, вы отпускаете все то, что не ведет вас к этой цели. Если вы хотите достичь чего-то одного, вам приходится жертвовать тысячью других вещей. Тот, кто пытается заполучить все, в результате оказывается ни с чем; приходится выбирать.

Вот вы пришли сюда, чтобы меня слушать. И для этого вам тоже пришлось практиковать некоторое самоограничение: вы оставили какое-то дело недоделанным, или вы могли бы лучше провести это время, или заключить в это время какую-нибудь вы годную сделку. Вы могли сделать очень много всего, но раз вы приняли решение придти сюда тем самым вы отвергли на этот срок все другие возможности.

В каждый момент у вас есть бесконечное множество возможностей, которые двигают вас в тысячу разных направлений. Человек вместо храма идет в публичный дом; другой все-таки предпочитает храм проститутке. Каждый из них практиковал самоограничение, оставив одну возможность и отвергая все другие.

Вы делаете шаг, и значит, не делаете тысячи других. Только тот не знает самоограничения, кто вообще не двигался с места. Тот, кто в пути, должен направлять каждый свой шаг с предельным осознаванием и пониманием.