Однажды на пути к Ма-цзы Танка Теннен встретил старика и мальчика, и он спросил у них, где они живут. Старик ответил: «Наверху небо; внизу земля!»
Человек дзен, безусловно. Он не отвечает на вопрос:
Где ты живешь? Он попросту говорит: Наверху небо; внизу земля!
Можно ли жить где-нибудь еще? Везде наверху небо, а внизу земля. Поэтому, где бы вы ни жили, вы живете между этими двумя вещами: небом и землей. Какой смысл вешать ярлыки: «я живу здесь» или «я живу там»? Жизнь существует на земле, под небом.
Старик, несомненно, обладает пониманием — но Танка Теннен не может признать это так легко.
Танка сказал: «А что если бы небо обрушилось, и земля развалилась на части?»
Старик просто вымолвил: «Ах! Ах!»
Небо рушится, и земля разваливается на части — что сказать, кроме последнего «ах» ? Но он оказался действитель¬но человеком дзен — он не стал спорить о сути. Он не стал спрашивать: «Как может небо рухнуть? Как может земля развалиться на части?»
Нет, дзен это не спор. Дзен это отклик — спонтан¬ный. Он не ссорится, он просто констатирует. Он принима¬ет то, что говорит Танка; «Возможно, кто знает, небо однаж¬ды рухнет, земля развалится на части…»
Старик восклицает: «Ax.! Ax! — если так случится, вот мой последний ответ».
Мальчик глубоко вздохнул, и Танка сказал: «Если бы не было отца, не родился бы ребенок».
Старик и ребенок двинулись в горы, и больше их не видели.
Оба оказались очень необычными людьми — старик, безусловно, и даже мальчик. Когда старик воскликнул: «Ах! Ах!», мальчик глубоко вздохнул. Если это случится, послед¬ний вздох, последнее чувство жизни, последний танец… Еще один вдох немногого требует.
И когда Танка сказал: «Если бы не было отца, не родился бы ребенок», они не произнесли ничего. Они просто исчезли в горах, и больше их не видели.
Это и есть то, что я называю свободой от самого себя, Манифестом дзен. Это исчезновение в горах, это исчезно¬вение в океане, это исчезновение в небе. Основой является исчезновение личности. Тогда вас больше не увидят снова. Этот старик и маленький мальчик — они оба оказались точными.
Как-то Танка Теннен улегся на мосту Теншин. Господин Тейко, который отвечал за мост, вышел и предупредил Танку, что ему лучше уйти, но Танка не вставал.
Никто не может приказывать человеку дзен. Вы мо¬жете убить его, но не можете приказывать ему. Вы можете убить его, но вы не можете командовать им.
Человек дзен не беспокоится о смерти, потому что он знает свое бессмертие. Для него безразлично, кто вы: власти¬тель, губернатор или император, это не имеет значения. Вы просто созданы из пяти элементов: земли, воды, огня, воз¬духа, неба. Вы созданы из пяти элементов, как и любой ни¬щий — «Не беспокой меня».
Поэтому Танка даже не отвечал, а продолжал лежать на мосту, на котором не разрешалось лежать,
Правитель сказал ему, что лучше ему уйти, но Танка Теннен не вставал и не отвечал.
Тейко спросил, отчего тот не слушает его. Спустя несколько мгновений Танка промолвил:
«Я монах от Ничто».