Человек по природе рождается абсолютно безобидным, ни безобразным, ни окультуренным, лишь чистый лист. Все, что вы захотите на нем написать, тем он и станет.
Если вы бдительны и сознаете, то вы не будете ничего писать; вы оставите ребенка в покое. Вы поможете ему быть более сильным, поможете ему хорошо питаться, позаботитесь о его здоровье, будете ухаживать за ним, как садовник ухаживает за кустом роз. Вы насильно ничего не добьетесь от куста роз -- розы появятся в свое время, вы лишь должны ухаживать.
Каждый ребенок имеет розы, лотосы, будды спрятаны в нем, в его невинности. Помогите ему остаться невинным. Не насаждайте так называемую культуру, общество, в страхе, что «если мы силой не заставим, он станет варваром». Без всякого экспериментирования эта полемика продолжается много веков. Я сражался в университете с моими профессорами, потому что одно и то же возникает вновь и вновь в каждой психологической и социальной работе, чтобы понять, что делать с ребенком. И моя точка зрения: не надо ничего делать с ребенком; вы просто защищайте его.
Ваша функция состоит в том, чтобы накормить ребенка и заботиться о нем. Позвольте ему быть самим собой, абсолютно невинным - он обнаружит медитацию очень легко. Если вы хотите, если ваше искушение учить так велико, учите медитации. Это сделает его более невинным. Не учите ребенка знаниям, культуре, цивилизации. Это становится грузом, становится фальшивой личностью, лицемерием. Мы живем в мире лицемеров, а не в культурном мире. Фактически, это не культурный или цивилизованный мир.
Герберт Уэллс был прав... Он писал мировую историю и почти закончил ее -- это одна из величайших историй, когда-либо написанных, созданная человеком очень ясного ума. Друт спросил автора: «Вы знаете всю мировую историю. Каково ваше представление о цивилизации?»
Герберт Уэллс ответил: «Это хорошая идея, и это должно произойти. Этого пока не случилось. Кто-то должен объяснить это народу. Человечество все еще варварское».
Лишь взгляните на ваши армии, взгляните на ваше вооружение. Даже варвары не проявляют столько варварства; даже животные - столько зверства. Видели ли вы, чтобы животные одного вида убивали друг друга?
Собака никогда не убьет другую собаку. Иногда вы видите их дерущимися, но приглядитесь повнимательнее. Будьте свидетелем, и вы будете удивлены открытию... Я наблюдал не только за людьми, я наблюдал за всякого рода существами. Я не пропускал возможности понаблюдать, чтобы понять, что происходит.
Когда дерутся две собаки, вы можете видеть, что они в действительности не сталкиваются друг с другом, они лишь лают. Каждый показывает свою силу, и оба наблюдают друг за другом: «Кто же более силен?» Это арифметика! Как только это решено, оба ясно понимают, что один слабее, и тогда слабейший просто поджимает свои хвост. Это символ того, что: «Нет смысла. Я слабее, ты сильнее. Закончили». И они прекращают лаять, и сильнейший не пользуется преимуществом над слабым. Это будет слишком не по-собачьи.