Так или иначе, к сожалению, в эзотерической культуре нет ни четкого определения указанного феномена, ни однозначного термина. Даже здесь фазовое состояние причисляется как к астральной проекции или внетелесным путешествиям, так и к осознанным сновидениям. Речь при этом идет о некой субстанции (душе, астральном теле), которая покидает физический план и оказывается в а) физическом мире, б) мире сновидений, в) астральном плане и т. д. Количество миров, в которых при этом можно оказаться, варьируется в зависимости от мистического направления. Например, астральный план может быть верхним и нижним, а также ментал, эфир и т. д. и т. п. В одних мистических направлениях подобный опыт считается высшим с точки зрения практики и уровней бытия, когда в других приравнивается к физическому миру и является прослойкой перед более тонкими мирами. Широко варьируются и объяснения природы явления и его значения.
Также часто считается, что это то самое состояние, которое человек переживает, умирая. Во многих восточных практиках и религиях, таких как буддизм, где главная цель — прекращение цепочки реинкарнации путем осознанного умирания. Однако осознанно умереть можно только за счет умения входить в фазу, так как это своего рода тренировка смерти при сохранении сознания.
Фазовое состояние мозга — объединение понятий диссоциативного характера
Имеют место нескончаемые споры о том, насколько осознание во сне действительно отличается от так называемых внетелесных путешествий и насколько правомерно объединять все эти явления под общим понятием фазы, включая в него и другой эзотерический термин — астральную проекцию. Однако подобные сомнения бытуют в умах новичков и практиков, знакомых с явлением фазы лишь поверхностно. Ни один опытный практик не сможет однозначно разделить данные явления, хотя это и может объясняться по-разному. Например, объединяя все это вместе, кто-то решит, что это параллельный мир, а кто-то — что это порождено мозгом.
Причин для объединения осознания во сне с внетелесными путешествиями много. И дело не только в том, что имеющиеся исследования и массовый опыт это с легкостью доказывают. Существует несколько вопросов, на которые не могут дать ответы приверженцы разделения фазы на различные состояния. Во-первых, почему практики осознанных сновидений и внетелесных путешествий используют одни и те же техники достижения своих состояний, только лишь называя результат по-разному? Во-вторых, почему фундаментальные свойства пространства внетелесного мира и мира осознанных снов одни и те же? В-третьих, если мир сновидений может принять любую внешнюю форму с любым функциями и свойствами, то как отличить реальный выход души из тела в физический или параллельный астральный мир от смоделированного пространством сна? В теории ответ могут дать многие, но чтобы это было применено и проверено практикой — такого не бывает.
Как правило, людям психологически очень трудно расстаться с идей о разности миров, в которые они могут попадать. Обычно это жестко увязано с жизненной философией и взглядами на мироустройство, которые могут существенно пошатнуться при таком подходе. Однако даже противники объединяющего значения фазы с легкостью могут использовать технологии ее достижения в рамках своих взглядов, что в очередной раз доказывает второстепенное значение теорий и главенствующую роль практики.
Зачем нужна эта практика?
Изначально такой вопрос можно задать только от недопонимания качества явления и его свойств. Когда человек вдруг оказывается в фазе, то убеждается, что он такой же реальный, как обычно, с такими же ощущениями и телом, и может все вокруг потрогать и рассмотреть в мелких подробностях, и в этом случае у него возникает столько эмоций, что все вопросы уходят на второй план. Это само по себе одно из самых удивительных переживаний, которое может испытать человек.