Проблема неопределенности состояния решается действиями. Если фазер лежит, то показателем в большинстве случаев будут простые техники разделения, хотя и их выполнение может быть просто неверным. Можно совершать различные техники, которые практически обязательно будут себя проявлять в фазе.
Если практик встал и не может понять, где он встал, то в абсолютном большинстве случаев он встает уже в фазе. Однако часто, отмечая вокруг, что «все как в реальности», человек может встать в действительности и отметить, что все и вправду, «как в реальности», находясь в ней же. В контексте удержания уже отмечался феномен гиперконцентрации. Используя его, можно всегда понять, в фазе ты или нет. Однако, как правило, до этого дело редко доходит. Чаще всего существуют следующие признаки, что разделение прошло в фазе: необычные ощущения в теле при движении, крайне тугие движения, сильная физическая тяга обратно в лежачее положение, нестыковки в окружающем пространстве, расплывчатое зрение либо его отсутствие.
Очень часто проблема заключается в том, что при прямых техниках практик ожидает слишком быстрого результата и пытается определить, в фазе он или нет. Этого в принципе не должно быть. В прямых техниках фаза себя проявляет четко, поэтому если идет попытка ее идентификации, то это уже показатель того, что до фазы, скорей всего, еще далеко.
Экстренное возвращение. Паралич
Статистика показывает, что в трети случаев первого переживания фазы человек сталкивается со страхом, который заставляет его вернуться назад в тело. Периодически даже с опытом возникают ситуации, требующие немедленного возвращения в бодрствование. Однако это не всегда просто.
Само возвращение в тело почти во всех случаях проходит легко и непринужденно. Достаточно вспомнить о теле, подумать о нем, как за считанные мгновения практика переносит обратно, где бы он ни находился. Правда, во время таких мыслей желательно закрывать глаза и стараться ни к чему не прикасаться. Как правило, этого вполне достаточно, и остается просто встать в физическом мире.
Однако не всегда все так просто. Бывает, вернувшись в тело, практик вдруг понимает, что не может им управлять, так как возникает так называемый «сонный паралич», «сонный ступор». Складывается ощущение, что тело как будто отключено. В этот момент невозможно ни закричать и позвать кого-то на помощь, ни пошевелить пальцем. Также в большинстве случаев не удается открыть глаза. С точки зрения науки в данном случае происходит резкое, неестественное прерывание фазы быстрого сна (ФБС), во время которой этот паралич должен быть всегда, почему он и может сохраняться.
Тут начинается самое интересное. Люди в физическом мире привыкли к одному важному правилу: хочешь чего-то добиться — делай что-нибудь, да активнее. Это хорошее правило не всегда подходит для некоторых моментов, связанных с фазой. Больше всего оно не годится для выхода из нее. Да, иногда предельные усилия позволяют прорвать ступор и начать двигаться, но чаще всего любые усилия еще больше вгоняют в неподвижность.