Что можно считать основной приметой здоровогоВнутреннего Ребенка? Даже не рискуя чрезмерно упростить ответ, поскольку на эту тему написано уже немало книг, скажем коротко: гармония. Человек со здоровымВнутренним Ребенкомведет себя непринужденно, творчески, игриво и радостно. Он умеет искренне смеяться над самим собой и тем, что с ним происходит. Кроме того, на наш взгляд, такой человек пребывает в тесной связи с тем, что он понимает под словом «Бог». Он всей душой ощущает Дух. Перечисление могло бы стать долгим, но вы, наверное, уже уловили идею.
Когда летишь в самолете, стюардессы рассказывают всем пассажирам, как пользоваться кислородными масками, которые автоматически выпадают сверху, если в салоне снижается давление. Если летишь с ребенком, стюардесса непременно скажет: "Сначала позаботьтесь о себе, а потом — о ребенке". Мы повторим те же слова: при любых перепадах "давления жизни" прежде всего нужно заботиться о себе — чтобы затем иметь возможность позаботиться о драгоценном грузе, который Дух доверил нам охранять.
Все это замечательно, но что, собственно, делать? Для начала добавим, что при падении давления кабина нашего воображаемого самолета погружается во тьму. Таким образом, прежде чем помочь своему ребенку, нужно справиться с двумя задачами: во-первых, нащупать маску и, во-вторых, надеть ее!
На заднем дворе: ищем спрятавшееся дитя
Найти спрятавшегося ребенка — это метафора, означающая признание того, что сейчас это дитя в вашей жизни не участвует. Само понимание того факта, что малыш спрятался, практически сразу влечет его поиски и обнаружение. Задумайтесь вот над чем: обращаясь к своим детям с наставлениями, мы почти всегда подчеркиваем, что они уже почти взрослые. Взрослость во многом притягательна. Например, когда малыш плачет, родители часто говорят: "Не хнычь, ты ведь уже большой". А доводилось ли вам слышать, чтобы хоть одна мама сказала карапузу: "Ты мой маленький мамочкин сыночек"? Судя по всему, похвалы всегда как-то связаны со взрослостью. И хотя мы говорим все это детям, поскольку сами считаем, что они должны откликнуться на нечто очевидное — на их собственное желание поскорее вырасти, — подобные высказывания нередко словно отрицают важность «детскости». Пришло время признать плодотворное богатство "детской личности" как в детях, так и в нас самих.
Во всем этом есть какая-то ирония судьбы. Некоторые специалисты готовы подтвердить, что, если бы нам удалось проникнуть в сокровенные чувства детей, мы бы поняли, что малыши относятся ко всему этому с истинной мудростью — да, они мечтают о привилегиях взрослых людей, но все же прекрасно сознают, насколько старшие несчастны (тем более что все это порой отражается на быте семьи). Итак, дети, возможно, вовсе не хотят взрослеть — им нравится быть маленькими! Но мы говорим сейчас о том, что любой взрослый способен вернуть себе замечательные «детские» черты, многие из которых по-прежнему у нас есть, только спрятаны где-то в глубине души.
"Ребенку взросление представляется едва ли не
отвратительным бедствием, которое по неким неведомым
причинам с ним самим никогда не случится. Все, кто пересек
рубеж тридцатилетия, безрадостны и нелепы; они вечно
суетятся из-за каких-то мелочей и продолжают жить
безо всякого смысла, ради которого стоило бы жить, —
по меньшей мере, на взгляд ребенка.
Только детская жизнь — настоящая".
Джордж Оруэлл