Но неужели все учителя враз стали непорядочными? Едва ли. Простите, что не сказали этого выше, но мы уверены, что работники сферы образования искренне любят детей, что учителям платят слишком мало, что их вообще недооценивают и что они — настоящие борцы за просвещение детей. Многие из них просто поставлены перед выбором: либо подчиняться устаревшей системе, либо признать, что теперь детям действительно нужно нечто новое. Это все равно, что ходить по канату, и нам, родителям, следует с огромным уважением относиться к учителям всего мира, которые столкнулись сейчас с таким сложным испытанием.
А как воспринимают всю эту интеллектуальную и политическую борьбу сами дети? Вот короткий рассказ про Ли, восьмилетнего малыша, который еще ничего не знает ни о политике, ни о «системе». Он просточувствует. Это история об "автоматическом мальчике" из Лондона…
Автоматический мальчик
Шерон Маршалл
Узнав о вашем предложении присылать новые истории про Индиго, я подумала, что вы захотите узнать об одном занятном сравнении, которое придумал мой восьмилетний сын Ли. Он страстно увлечен техническими устройствами и часто заявляет, что он — великий изобретатель или ученый (именноуже великий, а нестанет великим).
Пару дней назад я спросила, почему ему не нравится в школе. Он ответил, что учителя хотят, чтобы он был сручным управлением, а на самом-то деле онавтоматический. Я попросила объяснить, и он сказал, что быть с ручным управлением — значит, быть управляемым кем-то, и учителя хотят как раз этого.
Я сказала, что машины могут действовать автоматически, только если в них заранее заложена программа, так что вначале все равно нужен человек, который придумает, как управлять машиной. Но Ли заявил: "Нет, это совсем другое. В меня и так уже заложена программа. Язнаю, что мне делать, и мне не нужно, чтобы мной управляли учителя". Вид у него был такой, будто он разъясняет нечто совершенно очевидное.
И что я могла ответить?
Большое спасибо за возможность поделиться с вами недавним откровением моего мальчика. Я очень благодарна, что вы нашли время написать "Детей Индиго", — теперь мне очень многое стало понятным (в том числе и мои собственные поступки в детстве!).
* * *
Наши дети — настоящие кудесники во всем, что касается электронной аппаратуры. Попросите-ка своего малыша убрать эти мигающие цифры на видеомагнитофоне или запрограммировать его — не сомневайтесь, он справится!
Думаете, это по силам разве что ученику начальных классов? А как насчет малышки, которой и двух еще нет? Ладно, она, конечно, не программировала видеомагнитофон… но, вполне вероятно, сделает это годика в три!
Дети, которые "просто знают"
Джир Нил
У меня есть чудесная внучка, ей вот-вот исполнится два года. Не раз бывало, что она сделает или скажет что-то — а мы только диву даемся: "И откуда ей это известно?!" Мне кажется, она очень умненький ребенок (хотя я, конечно, лицо заинтересованное). В то же время она у нас с характером. Впрочем, как сказано в книге "Дети Индиго", "высокая самооценка — не такая уж проблема" и "они приходят в этот мир с ощущением собственного величия". Уже сейчас, еще совсем младенцем, она совершенно недвусмысленно дает нам понять, что ей по нраву, а что нет! Обо всем на свете у нее есть свое мнение, но, с другой стороны, она может быть очень милой и ласковой — и уже умеет добиваться того, чтобы под ее дудку плясали не только домашние, но и воспитатели в детском саду!
Мне прежде всего вспоминаются два относительно недавних случая.