Хотя многие западные философы в своих метафизических попытках объять необъятное доходят до всеединства жизни и до бесконечности и непознаваемости Божества, но такое высшее понимание основ Бытия, доступное лишь для ограниченного числа философски образованных людей, не доходит до сознания масс народа благодаря учению церкви, которая трактует эти вопросы иначе, вследствие чего все высшие философские системы и гипотезы подавляются учением церкви и в расчет принимаемы быть не могут.
Согласно христианскому Символу Веры, христианский Бог-Отец есть Вседержитель, Творец неба и земли - следовательно, это не есть То,' Чему восточная религиозно-философская мысль не дала никакого названия, ибо Оно человеческому уму непостижимо.
С одной стороны, слово Вседержитель как будто говорит об Основной Реальности, но вместе с тем Он - Творец неба и земли. Следовательно, это Творящая Сила, или Логос, но всякий Логос есть результат эволюции", но не Первопричина. Личных Богов, или Логосов, столько же, сколько солнечных систем, и, может быть, даже больше, между тем христианские теологи нашему Логосу, создавшему нашу солнечную систему, приписывают создание всей Вселенной, что, безусловно, неверно, ибо не соответствует законам эволюции.
Неправильно истолковав слова Христа "Бог есть Дух" (Иоанн, 4: 24) христиане сделали из Бога-Духа не принцип, не идею, как восточная философия, но некое духовное Существо, наградив это Существо всеми самыми высокими человеческими достоинствами, какими это Существо, по их мнению, должно было обладать. Точно так же представляют себе своего Бога дикари, с той лишь разницей, что Бог дикаря обладает самыми высокими достоинствами дикаря, а не культурного человека.
В действительности же слова Христа "Бог есть Дух" обозначали не духовное Существо, но Дыхание Бога. Бог есть Дыхание или Жизнь мира. Вселенная и жизнь во Вселенной есть результат Дыхания Великого Непознаваемого. Западный мир, сделав из Дыхания Существо, назвав это Существо весьма неудачным названием Бога и приписав Ему всевозможные атрибуты, отождествил Его с Личным Богом, с Творящей Силой.
Так дыхание человека не есть человек, но жизненный принцип его, без которого было бы невозможно существование самого человека, ибо раз не существует принцип, на основании которого мог бы существовать человек, то как мог бы он существовать? Точно так же, как мог бы существовать Космос, если бы не было принципа существования его - Дыхания Великого Непознаваемого?
Таким образом, принцип создает условия для появления существа, но сам принцип не есть существо. Потому приписывание принципу прерогатив существа есть величайшее заблуждение, в какое мог впасть западный мир, лишенный понимания основ божественной мудрости. Можно утверждать, что египтянин, чтивший Бога в животном, понимал идею Бога правильнее, нежели гордящийся своей высокой культурой европеец двадцатого века. Приписав принципу всевозможные качества, западный мир создал миф, создал такого Бога, какого никогда не было и нет.
' Человечества не нашей планеты, но другой, закончившей свою эволюцию раньше нашей.
Обращаясь к Богу с молитвами и просьбами и называя своего воображаемого Бога любовью, милосердием, состраданием, премудростью, всезнанием и тому подобными прочими названиями, западный мир, в сущности, обращается с молитвами к принципу, или закону, потому что Бога как духовного Существа нет, а идеи Великого Непознаваемого западный мир не знает.