— Я работаю за столом в своей спальне, — начал Стэнли. — В спальне у меня есть рабочий уголок с письменным столом, за которым я и работаю. На столе у меня куча бумаг, она похожа на маленькую гору. Сейчас шесть часов, мне в голову приходит герой телесериала, теперь я смотрю телевизор, я улыбаюсь.
Инструктор вмешивается в описания Стэнли:
— Пока вы в спальне, постарайтесь сосредоточиться на бумагах и рассказывайте мне обо всем, что вы думаете и видите. Опишите свои мысли, свои действия. Скажите, что вы видите отчетливо, а что расплывается.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши описания были как можно более подробными, старайтесь рассказывать обо всех деталях.
После этого Стэнли довольно долго молчал, сидя с закрытыми глазами.
Наконец, он сказал:
— Я в спальне. Я вижу груду бумаг на столе. Я вижу их не слишком отчетливо. Цвет… я не знаю, какого это все цвета. Все черно-белое и серое. О, я снова вижу героя сериала капитана Кирка. Я вижу и других героев, Маккоя и Спока. Зулу улыбается.
И снова инструктор вмешался в рассказ Стэнли:
— Стэнли, я прошу вас описать четкость мысленного образа. Вы ясно видите героев сериала? Стэнли улыбнулся.
— Да, я их прекрасно вижу, картинка очень четкая. Она цветная и трехмерная. Мне кажется, что я могу до них дотронуться.
— А образ письменного стола вы видите четко? Стэнли покачал головой.
— Нет, он маленький, нечеткий и расплывчатый. Мне трудно что-либо разглядеть.
— Так, — сказал инструктор, — значит, образ письменного стола у вас маленький и расплывчатый, а образ героев сериала большой и четкий. Теперь я хочу, чтобы вы, Стэнли, обвели образ героев телесериала в рамку голубого цвета, а образ письменного стола — в рамку белого цвета. Я буду считать от одного до трех, а потом скажу «смена», и когда я это скажу, вы должны как бы поменять образы, то есть образ в голубой рамке должен стать маленьким и расплывчатым, а образ в белой рамке, образ письменного стола, должен стать большим и четким. Итак, приготовились. Раз, два, три, смена.
И в сознании Стэнли мысленные образы как бы поменялись местами. Образ письменного стола стал трехмерным, четким и красочным. Инструктор сказал Стэнли, что образ письменного стола должен увеличиваться и постепенно занимать все пространство, а потом следует увидеть свой стол прибранным и чистым, а беспорядок должен исчезнуть. И вот Стэнли увидел свой стол чистым, на нем все было так продуманно расположено, как будто над этим поработал способный дизайнер. А образ героев телесериала исчез вовсе.
Стэнли открыл глаза и улыбнулся. Он обрадованно сообщил инструктору, что не может дождаться конца семинара, чтобы пойти к себе домой и прибрать стол. Он немного поерзал на стуле, размышляя о своем рабочем уголке в спальне, и поймал себя на мысли, что думает о своем рабочем месте совершенно по-другому. Его взгляд на рабочее место изменился вместе с образом рабочего места.
Инструктор внимательно посмотрел на Стэнли и спросил его:
— Стэнли, вы когда-нибудь сидели на диете? Стэнли кивнул.
— Да, конечно, причем много раз. Мне думается, что они на меня не действуют, по крайней мере ни одна из диет не помогла мне сбросить вес. На диете я или не на диете, я не могу спокойно смотреть на еду.