EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Кришнамурти:Итак, мы делаем следующий шаг. Почему мозг соглашается с таким образом жизни? Почему мозг не покончит с ним? Из-за лени или от того, что у него нет надежды?
Бом:Это все тот же вопрос движения от прошлого к будущему.
Кришнамурти:Разумеется. Итак, что же мозгу делать? Это относится к большинству людей, не так ли?
Бом:Мы еще не до конца поняли, почему люди, видя, что их поведение не соответствует принятым нормам или неразумно, и стараясь отказаться от прошлого, не могут это сделать.
Кришнамурти:Погодите, сэр. Если я откажусь от прошлого, я перестану тогда существовать. Если я откажусь от всех своих воспоминаний, то у меня ничего не будет; я тогда — ничто.
Бом:Я думаю, что марксисты усмотрели бы в этом некоторое различие. Маркс говорил, что необходимо преобразовать условия жизни человеческого общества, и это устранит прошлое.
Кришнамурти:Но этого не было сделано. Это и не может быть сделано.
Бом:Потому что когда человек старается изменить условия жизни, он все еще действует из прошлого.
Кришнамурти:Да, об этом я и говорю.
Бом:Если вы считаете, что вообще не следует зависеть от прошлого, то как же тогда вы спрашиваете, что мы собираемся делать?
Кришнамурти:Я — ничто: не является ли это причиной того, почему я не могу отбросить прошлое? Потому что мой опыт, мой образ мышления, моя жизнь, все — от прошлого. И если вы говорите, что его надо вычеркнуть, то что мне тогда остается?
Бом:Я думаю, вы могли бы сказать, что кое-что от прошлого, как, например, полезное знание, мы, очевидно, должны хранить.
Кришнамурти:Да, это все мы уже пережили.
Бом:Но вы могли бы спросить, предполагаем ли мы хранить полезную часть прошлого и стирать из памяти все его аспекты, которые содержат противоречия?
Кришнамурти:Все они психологически противоречивы. И что тогда остается? Просто ходить в офис? Больше ничего. Не тут ли причина, что мы не можем от этого отказаться?
Бом:В этом еще сохраняется противоречие, потому что когда вы спрашиваете: «Что же остается», то ваш вопрос все еще исходит из прошлого.
Кришнамурти:Конечно.
Бом:Вы просто считаете, что когда люди говорят об отказе от прошлого, они на самом деле от прошлого не отказываются, а всего лишь уходят от существа проблемы, подменяя одну проблему другой?
Кришнамурти:Потому что все мое бытие есть прошлое; оно изменилось или было изменено, но корни его в прошлом.
Бом:А если вы скажете: «Хорошо, откажитесь от всего этого, и тогда в будущем вы получите что-то совершенно другое и лучшее», не привлекло бы это тогда людей?
Кришнамурти:Но «лучше» — это все же от прошлого.
Бом:Люди желают быть уверенными, по крайней мере, хоть в чем-то.
Кришнамурти:Вот именно. Ничего нет. Обыкновенному человеку нужно что-то, за что он мог бы ухватиться.
Бом:Он мог бы чувствовать не то, что он вцепился в прошлое, но что он достиг чего-то.
Кришнамурти:Если я достигаю чего-то — это все еще прошлое.
Бом:Да, оно имеет корни в прошлом, но часто это не очевидно, люди называют это чем-то важным, новым, революционным.
Кришнамурти:До тех пор, пока мои корни в прошлом, порядка быть не может.
Бом:Так как прошлое проникнуто беспорядком.