Кто был первым, оспорившим человеческую привычку потреблять соль? Мы определенно не можем ответить на этот вопрос, но будем считать, что Сильвестр Грэхем одним из первых осудил прием натрия хлорида, или обычной столовой соли. Он указывал, что соль не метаболизируется (не усваивается) и является раздражающим и бесполезным веществом. Слово «метаболизм» (обмен веществ) не вошло еще в обиход, когда писал Грэхем, и физиологи того времени еще не очень много знали о метаболизме. Однако некоторые знания о нем уже существовали. Вслед за Грэхемом гигиенисты в целом осуждали потребление соли, которая не является питательным веществом. Она вызывает раздраже ние во всем организме, которое обусловливает энергичную сопротивляемость ей (называемую «стимуляцией») и его последующее ослабление.
На это возражали тем, что соль необходима для жизни и для здоровья. Но как легко найти оправдание нашим плохим привычкам? Соль якобы необходима, она улучшает вкус пищи, прибавляет радости в питании, способствует усвоению, служит важным ингредиентом живого организма. Таковы были утверждения в защиту практики, которая была у человечества далеко не всеобщей и не принималась животными в природном состоянии.
Говорить, что ввиду присутствия соли в крови мы должны потреблять ее, то же самое, что утверждать, будто мы должны потреблять железо как таковое, в том числе, вероятно, и железные опилки, ибо железо есть и в крови; то же, что требовать приема фосфора на том основании, что фосфор имеется в нервах; или обязаны пить йод, поскольку тот находится в щитовидной железе. Но мы должны получать минеральные питательные элементы исключительно из растительного царства, а не из почвы.
Как можно считать соль пищей, когда она проходит через организм без изменений, будучи изгнанной всеми органами выделения в таком состоянии, в каком попала в желудок? Если она попадает в желудок как соль, быстро проходит через организм как соль и удаляется как соль, то как она под именем как бы «бутерброда» может питать ткани? Мы давно знаем, что пища — вся пища — изменяется, превращаясь в элементы крови, мышц, костей, мозга, нервов, сухожилий и других частей организма. Вещества, подобным образом не трансформируемые, являются, за единственным исключением воды, не пищей, а ядами.