Никогда не было недостатка в людях, отстаивающих потребление обычной поваренной соли в качестве лекарства, используя ее, в частности, как. слабительное. Столовой ложки в горячей воде достаточно для того, чтобы у ребенка сразу вызвать рвоту. Выяснили также, что она полезна для перистальтики кишечника при запорах, поэтому есть и такие, кто выступает за ежедневное использование соли для этой цели. Но разве не логичнее считать, что если организм отторгает вещество с помощью рвоты или перистальтики кишечника, то это происходит потому, что оно не нужно? Для чего насильственное действие рвоты, если соль является полезным веществом? Совершенно очевидно, что вещество, активно отторгаемое организмом, не является пригодной пищей. В газете «Индиан экспресс» от 8 ноября 1963 года сообщалось о человеке, который умер после приема соленой воды. Этот человек клялся, что сможет выпить «десять тол» (примерно 100 г) соли, разведенной в воде. После того как он выпил соленую воду, у него появилась сильная диарея и он лишился сознания. Его лечили медицинскими средствами, но он умер или от солевого отравления или от ядов-лекарств, или и от того и другого. Для моих читателей будет шоком узнать, что четверть фунта соли была им принята для того, чтобы избавиться от пяти фунтов съеденных фиников. Сторонники потребления соли, конечно, скажут, что он принял завышенную долю соли. Да, он мог бы принять гораздо меньшую порцию соли и не умер бы. Но это не служит доказательством того, что и меньшее количество соли является полезным. Яды действуют не только количеством, но и качеством. Малая доза соли вызывает диарею, но может не быть достаточной, чтобы привести к бессознательному состоянию или смерти. Соль есть антибиотик (греч. anti — против и греч. bios — жизнь; —Ред.) и ей не место в человеческом организме.
Животная пища
Непригодность определенных веществ для потребления проявляется в анафилактических (аллергических немедленного действия) симптомах, которые часто появляются после использования этих веществ. Пищевые анафилактические проявления ограничиваются при потреблении исключительно веществ животного происхождения. И чем больше животные вещества по своему составу приближаются к человеческому организму, тем чаще они вызывают эти явления. В этой связи мясо выступает как наихудший «правонарушитель», «преступник», на втором месте — яйца, на последнем — молоко. Мало что можно сказать в защиту потребления животных продуктов, разве только в случаях крайней необходимости. Вкратце рассмотрим эти вопросы.
Мед
Мед чаще всего рассматривается в качестве законной сладости для разнообразного и вроде абсолютно безопасного потребления, тогда как другие сладости считаются опасными. Это — заблуждение. Сахар меда не сочетается с другими продуктами, так же, как и другие сахара. А содержащаяся в нем маннитоловая (предположительно, ибо точного перевода в словарях нет) кислота делает ее сочетание с другими продуктами нежелательным. (Маннитол — шестиатомный спирт, широко распространен в растениях, получают электролитическим восстановлением фруктозы. Англо-русский медицинский энциклопедический словарь. М.: «Гэстар», 1995, с. 378.) Присутствие этой кислоты в меде делает его соединение с другими продуктами более вредным, чем обычный тростниковый сахар. Соединение меда с крахмалистыми или белковыми продуктами обязательно вызывает неусвоение. И у тех, кто уже имеет нарушение пищеварения, после его потребления будут появляться газы. Мед с определенных цветков явно ядовит. Во многих районах мира производят ядовитые сорта меда. Я как-то попробовал мед, который был горький, как хинин. Цвет меда, его запах и ядовитые или неядовитые свойства зависят от цветков, с которых пчелы собирают пыльцу.
С незапамятных времен мед потребляли как стимулятор. Он играл видную роль в медицине у целого ряда народов. Геродот сообщал, что египтяне, используя качества меда как консерванта, применяли его для бальзамирования трупов.
Несмотря на мои предупреждения, многие продолжают потреблять мед, объявляя его «натуральной сладостью». Действительно, большинство видов меда восхитительны на вкус, и апелляция к его вкусовым качествам часто неотразима. Те, кто не может преодолеть соблазна и не желает слушать никакого совета, должен познать жестокий путь, который прошли многие другие, потребляя этот продукт.