В газетной статье, опубликованной 24 октября 1962 года за подписью Уолтера С. Альвареса, доктора медицины, которого я уже цитировал в этой книге, было заявлено, что хронический язвенный колит — это «к сожалению… заболевание, в котором мы, врачи, не разбираемся как следует. Мы не знаем наверняка, что его вызывает». Доктор медицины объясняет, что еще не найден ни микроб, ни вирус, который можно было бы заподозрить в вызывании болезни, часто тяжелой диареи. В некоторых случаях, предполагают врачи, началом болезни может послужить расстройство нервной системы, связанное, например, с неудачной женитьбой. Д-р Альварес добавляет: иные врачи убеждены в том, что болезнь вызывается и поддерживается «аллергической чувствительностью к некоторым пищевым продуктам». Затем д-р Альварес говорит, что, как бы это заболевание ни началось, оно часто кончается жестоким изъязвлением внутреннего выстилающего покрова большого кишечника.
У пациента начинается лихорадка, наблюдается диарея с кровью и гноем в испражнениях, и толстый кишечник, естественно, сжимается, сморщивается, становится деформированным и укороченным. При язвенном колите запор часто перемежается с диареей. Такое состояние может развиться после нескольких лет страдания хроническим колитом, либо непосредственно после острого воспаления толстого кишечника.
В любом случае будет правильным сказать, что, когда колит прошел через последовательные стадии раздражения, воспаления, изъязвления и затвердения, он готов эволюционировать в рак, для чего требуется только постоянное «купание» в продуктах распада, в избыточной и неподходящей пище. Необходимо помнить, что все хронические формы воспаления начинаются с раздражения слизистой оболочки, за которым следует воспаление и изъязвление. Если локализация очага способствует задержке кровотока, следует затвердение и рак. По своему происхождению раздражение не несет ни малейшего следа злокачественности, поэтому нет причин, почему бы оно не могло быть излечено.
Когда развился язвенный колит, рак уже близко. Действительно, объективные симптомы рака и язвы далеки от характерности — то есть неопровержимого доказательства — указания на присутствие того либо другого. Но мне кажется, нет причины сомневаться, что поглощение пищи в таком количестве, при котором толстый кишечник и прямая кишка насыщены продуктами разложения, — единственный путь, приводящий к образованию рака кишечника. Началом заболевания бывает простое воспаление, не имеющее злокачественности до тех пор, пока пораженная оболочка толстого кишечника или прямой кишки, или их часть не мацерирована, так сказать, «не купается в продуктах разложения пищи».
Лечение хронического воспаления толстого кишечника и прямой кишки бывает успешным на любой стадии до начала злокачественного процесса. Как только злокачественный процесс начался, с надеждой можно проститься. Иными словами, когда заболевание толстого кишечника прошло через стадии раздражения, воспаления, изъязвления и затвердения и перешло в рак, любая остающаяся возможность выздоровления губится методами диагноза и лечением, которые вызывают психозы и депрессию, столь же убийственные, как и сам рак.
Операция рака прямой кишки или толстого кишечника с выводом искусственного анального отверстия над опухолью — облегчение под вопросом; создается слепой отросток, тупик из пораженной раком части кишки, которая превращается в миниатюрный ад внутри тела пациента.