Сначала эта река течет, как целое, по сравнительно ровной долине, а в том месте, где Природа претерпела так называемый «закономерный катаклизм», она разделяется на два отдельных потока, или, как еще говорят, в этой реке происходит «разделение вод».
Вся вода одного потока, пройдя это место, течет дальше по еще более ровной долине, где ее не окружает так называемый «величественный и живописный» ландшафт, и беспрепятственно впадает, в конце концов, в безбрежный океан.
Второй поток, продолжая течь через места, образованные последствиями упомянутого «незакономерного катаклизма», падает, в конце концов, в трещины в земле, являющиеся последствиями того же катаклизма, и просачивается в самые глубины Земли.
Хотя, после разделения, воды обоих этих потоков дальше текут самостоятельно и больше не смешиваются, однако, на протяжении всего своего дальнейшего пути, они часто приближаются друг к другу, что все результаты, порождаемые процессом их протекания, сливаются, а иногда даже, во время сильных атмосферных явлений – таких, как буря, ветры и т. д., – брызги или даже отдельные капли переходят из одного потока в другой.
Жизнь каждого отдельного человека, до достижения им ответственного возраста, соответствует капле воды в первоначальном течении реки, а место, где происходит разделение вод, соответствует времени, когда он достигает совершеннолетия.
После этого разделения всякое последующее значительное закономерное движение как этой реки, так и всех мелких частностей этого движения ради реализации предназначения всей реки, в равной мере относится к каждой отдельной капле, постольку поскольку данная капля находится во всем целом этой реки.
Для самой капли все ее собственные перемещения, направления и состояния, вызванные различиями ее положения, разнообразными случайно возникшими окружающими условиями и ускоренным или замедленным темпом ее движения, имеют всегда совершенно случайный характер.
У капель нет отдельного предопределения их личной судьбы – предопределенная судьба есть только у всей реки.
В начале течения реки, капли живут в одно мгновение здесь, в другое – там, а еще через мгновение их вообще может не быть ни здесь, ни там: они могут выплеснуться из реки и испариться.
Итак, когда из-за неподобающей жизни людей Великая Природа была вынуждена породить нечто неподобающее в их общих присутствиях, с тех пор, в целях общей реализации всего существующего, было установлено, чтобы жизнь человечества вообще на Земле текла двумя потоками; и Великая Природа предусмотрела и постепенно закрепила в частностях Своей общей реализации такую закономерность, чтобы в каплях воды первоначального течения реки жизни, имеющих соответствующие внутренние субъективные так называемые «усилия своего собственного самоотрицания», могло или не могло возникнуть то «нечто», благодаря которому приобретаются определенные свойства, дающие возможность, на месте разделения реки жизни, войти либо в один, либо в другой поток.
Это нечто, являющееся в общем присутствии капли фактором, реализующим у нее свойство, соответствующее одному или другому потоку, и есть в общем присутствии каждого человека, достигшего ответственного возраста то «я», о котором говорилось в сегодняшней лекции.