Если бы мы обладали полным знанием о Вселенной, мы были бы почти богами. Если отдельные люди когда-либо достигнут такого уровня прозрения — например, старые монахи в своих кельях, — им никогда не удастся облечь свой опыт в слова. Не существует слов для невообразимого. Все мы существа преходящие: наш разум и душа требуют материального подтверждения. Доказательство исходит от видения и прикосновения. Никакого послания святого или сообщения медиума нам не достаточно. Вера во что-то, провозглашенное кем-то, просто ненаучна. Если бы нам нужно было верить вместо того, чтобы знать, мы пребывали бы в хаосе, о чем возвещают религии всего мира. Не секрет, что каждая религия в нашем планетарного масштаба сумасшедшем доме утверждает, что лишь одна она проповедует истину. Вера порождает страх и неопределенность. Никто не знает, является ли то, что утверждают другие люди, действительно священным или так только кажется. Втайне мы все ищем совершенство — но не через веру. Религиозная вера — искусственный конструкт — «необходимость», которая не удовлетворяет любопытство. Знание требует фактов.
Другими словами, несмотря на космический разум, несмотря на мемы, вопреки намекам на грандиозную бесконечность, мы продолжаем искать доказательства. Эти доказательства должны быть материальными, понятными и видимыми, чтобы удовлетворить сомневающихся. Каждое сомнение требует фактов. Ни о какой уверенности не может быть и речи до первой встречи с инопланетной цивилизацией. Слава всем богам, это уже произошло!
Помимо возможности межзвездных контактов, о которых мы уже упоминали, не хватает еще фоннеймановской ЭВМ. Что это? Фоннеймановская ЭВМ — это техническое устройство, способное к самовоспроизводству. Человечество отправляет одну фоннеймановскую ЭВМ в ближайшую Солнечную систему. Там она находит пригодные планеты и начинает производить копии себя самой. Дальше в путь отправляются две фоннеймановские ЭВМ, затем четыре, восемь и так далее. Создается эффект снежного кома, и за некий рассчитанный срок — в зависимости от скоростей — вся наша Галактика «заражается» этими фоннеймановскими ЭВМ. Они не должны быть огромными. Достаточно устройства размером с макромолекулу на конце лазерного луча.
Инопланетяне? Контакт с ними? Одним из самых блестящих и прогрессивных современных мыслителей в этой сфере является профессор Митио Каку, физик Городского университета Нью-Йорка. После лекции в Швейцарии он дал интервью астроному доктору Стефану Тиссену. Тот хотел узнать, как Каку понимает термин «космическая эволюция». Каку ответил: «Когда придет время отправиться в космос, в нашем распоряжении будут нанотехнологии, которые помогут выдержать жесткие условия в самых отдаленных точках космического пространства. Если мы и в самом деле встретимся с иной цивилизацией, ее существа могут оказаться полуорганическими, полукомпьютерными. Даже космические корабли могут быть живыми организмами. Профессор Фримен Дайсон писал об «астрокурицах», эдаких генетически усовершенствованных разумных звездолетах, которые используют «куриную технологию» для самовоспроизводства — то есть откладывают «яйца»».
Профессор Каку подразделяет инопланетные цивилизации на несколько категорий. Мы принадлежим к типу О, наиболее примитивному из всех галактических рас. Тип I уже достаточно развит, чтобы прекратить войну и научиться потреблять ресурсы сообща. Тип II — цивилизации, путешествующие по межзвездному пространству, — используют энергию, получаемую непосредственно от звезд, и уже колонизируют Галактику. Цивилизации III типа, с точки зрения человека, «божественны». Они способны делать то, что им хочется, там, где пожелают. Ссылаясь на парадокс Ферми, доктор Тиссен задал вопрос, заинтересованы ли цивилизации III типа в общении с менее развитыми. Вот что по этому поводу думает профессор Каку: «Полагаю, им это интересно и они хотят контактировать с другими цивилизациями. Должен только заметить, для любой цивилизации III типа мы с вами не более чем муравьи, поэтому уровень контакта может быть довольно невысоким».