Звучит довольно убедительно — с экономической точки зрения. Доктор Уильям Р. Хосек, автор этой научной статьи, подчеркивает, что его выводы — исключительно экономические допущения. Судя по которым можно забыть о перспективе межпланетного сообщения, поскольку мы, люди, стремимся получить краткосрочные результаты и просто не обладаем достаточными ресурсами для строительства гигантских звездолетов.
SETI — «Поиск внеземного разума»
А как же радиоконтакты? Разве мы не читаем постоянно о неком проекте SETI по поиску внеземного разума? Разве миллионы долларов не тратятся ежегодно на огромные радиотелескопы, позволяющие получать и отправлять сигналы? Разве мы не послали сигналы в космос в 1960 году в рамках проекта «Озма»? Может быть, ответные сигналы уже давно получены, но хранятся в секрете, чтобы избежать массовой паники?
Что ж, ответы на все эти вопросы гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Нам не известны точные длины волн, на которых осуществляется космическая радиосвязь. Проект «Озма» в 1960 году организовала группа ведущих ученых из Грин Бэнк, Западная Вирджиния. Тогда они работали на волне длиной 21 см, поскольку именно на этой волне происходит излучение атомарного водорода. Так как водород — самый распространенный элемент в наблюдаемой нами части Вселенной, ученые предположили, что инопланетные цивилизации могут использовать эту волну для обмена информацией. Сегодня мы знаем немного больше. Волна длиной 21 см чрезвычайно восприимчива к внешним воздействиям. В космическом пространстве, которое мы когда-то считали совершенно пустым, на этой волне постоянно слышны шипение, треск, гудение. Масса шумов, которые нужно отфильтровать, чтобы хоть что-то услышать. Кроме того, для начала необходимо определить, исходит ли сигнал из «разумного» источника или это просто помехи. Несмотря на все усилия, до сих пор мы не получили ни одного радиосигнала от представителей разумных биологических видов. Отсюда вопрос: а должны ли мы посылать сигналы? Стоит ли нам кричать в открытый космос: «Привет! Это мы!»? И сколько энергии необходимо потратить, чтобы получить малейший шанс того, что нас кто-то услышит?
Профессор Джордж Свенсон из Университета Иллинойса посвятил себя этой проблеме. Свенсон в прошлом астроном и инженер. Он специализировался на электроколебаниях и конструировании антенн. На страницах журнала «Сайентифик американ» он проанализировал масштабные трудности, с которыми сталкивается радиоастрономия. Должны ли мы направлять свои сигналы в определенную точку Вселенной? Нацеливаться на конкретную планету? Но ведь для этого нужно знать, где находится планета с разумной жизнью. А ее обитатели со своей стороны должны быть готовы получать сигналы, иметь действующие антенны и ресиверы и владеть технологиями, подобными нашим. Кроме того, планеты вращаются не только вокруг собственной оси, но также по эллиптической орбите вокруг своего солнца. Как же тогда настроиться на конкретную точку в космосе отсюда, с Земли? Не будем забывать, что эта точка находится от нас на расстоянии нескольких световых лет и, честно говоря, мы даже не знаем наверняка, существует ли она!