Кажется, неладно что-то в Датском королевстве! Во-первых, потому, что необходимых инструментов просто не существовало в каменном веке, а во-вторых, возведение такого комплекса невозможно без сложных планов и схем. Честно говоря, современная археология просто не рискует обращаться к данной проблеме, ведь тогда возникнет масса других вопросов. Так что тема замалчивается умышленно. Даже во времена испанских конкистадоров создавались так называемые «комиссии», перед которыми ставилась задача разрушать все, что хоть как-то было связано с «языческой религией». Фанатизм священников был беспредельным. Комиссии состояли в основном из аборигенов. Часто в них принуждали вступать сыновей племенных вождей и жрецов, чтобы те разыскивали древние святилища. Под руководством католических священников было уничтожено все, что можно уничтожить. Шло планомерное стирание с лица земли ненавистной языческой культуры. Были разрушены тысячи статуй и храмов, построенных инками или сохранившихся еще с доинкских времен, а руины сброшены с горных склонов. Единственным дозволенным религиозным символом оставался крест. И когда религиозное рвение было наконец удовлетворено, в поисках строительного материала для улиц, церквей и домов явились расхитители камней. Возможно, творцы Тиуанако подозревали об опасности слепого религиозного рвения и намеренно оставили после себя некоторые вечные символы.
Говорят, Тиуанако возвели «за одну ночь» — согласно хронистам. Неизвестные строители, неизвестные конструкторы, при помощи невиданных инструментов. Один из помогавших богов носил имя Виракоча, но «Кон-Тики Виракоча и Пачаячачику есть одна и та же личность». Согласно Штюбелю и Уле, это имя образовано из нескольких слов на кечуа: «коча» обозначает «море», «вира» — «жир» либо «пена». Если сложить вместе, получится «пенное море». Лингвист Е. В. Миддендорф, опубликовавший четырехтомный словарь языков кечуа и аймара около 150 лет назад и признанный одним из величайших в мире специалистов по языкам индейцев, предлагает другую интерпретацию. Он переводит «Кон-Тики Виракоча» как «Бог моря из жидкой лавы». Здесь кон — бог, тики — лава и коча = = море. Иоганн Якоб фон Чуди перевел это как «море начала и конца всех вещей».
Открывает ли имя «Бог моря из жидкой лавы» завесу тайны Виракочи?
После того как Штюбель и Уле проложили путь для серьезных исследований Тиуанако, многие ученые самых разных специализаций стали обращаться к этой теме. На заре прошлого столетия Тиуанако и Пума-Пунку считались квинтэссенцией мировых тайн — наряду с Египтом, конечно. Но проблема заключалась в том, что Египет был гораздо доступнее для британских, французских и немецких археологов, которые предпочитали раскапывать пески пустыни. Лишь немногие решались на трудное путешествие в Центральные Анды Перу и Боливии. Не будем забывать также, что Тиуанако расположен на высоте примерно 4 тыс. м над уровнем моря. Воздух здесь разряжен и путь наверх непрост. Сегодняшним туристам приходится куда легче. Самолетом они прилетают в Ла-Пас, столицу Боливии, откуда всего лишь полтора часа пути по теперь уже вымощенной дороге до Тиуанако и Пума-Пунку. Высота, однако же, не изменилась, поэтому если вы соберетесь в путь, не пытайтесь обойти как можно больше достопримечательностей в первые несколько дней. Вам потребуется примерно двое суток для акклиматизации на такой высоте.
Познанский — фанатик?